На западном фронте без перемен. Впечатления от игры The Grizzled

Одна тысяча девятьсот …надцатый год. Первая мировая вошла в стадию позиционной, окопной войны. Солдаты прячутся по блиндажам, периодически совершают вылазки на ничейную территорию, бросаются в атаку, а затем под огнём пулемётов откатываются к своим позициям. В одном из отделений собралась компания друзей детства, которые пообещали друг друга поддерживать и вернуться с войны всем вместе. В роли этой компании вам с вашими товарищами и придётся выступить в The Grizzled, командной игре, в которой не нужно никого убивать, а надо просто выжить до конца войны…

С точки зрения компонентов The Grizzled – это колода карт, да два десятка жетонов. Всего-ничего. Тут нет поля, нет фигурок солдат, нет даже особо никакого «экшена». Война здесь представлена через типичные невзгоды солдата. Война – это зимние холода, это проливной дождь, это осколки шрапнели, это свисток, который поднимает тебя в атаку.

В начале партии каждый игрок (а их может быть от 2 до 5) получает карту бойца и 3 жетона поддержки. Из игровой колоды отсчитываются 25 карт невзгод и выкладываются поверх карты с голубем. Если колода иссякнет и голубь покажется, это победа. Рядом с голубем выкладывается карта памятника. На неё выкладываются оставшиеся карты невзгод. Если кончатся карты на памятнике, это негативный финал. Затем каждый игрок получает по 3 карты на руки из колоды над голубем. Всё, можно начинать игру.

The Grizzled состоит из серии раундов, каждый из которых условно представляет собой вылазку на поле боя. В ходе раунда игроки по очереди разыгрывают карты до тех пор, пока вылазка не будет провалена или пока не скроются с поля боя (в понятиях игры это успех, правда, относительный). Суть игры в том, что все игроки по очереди выкладывают на стол по карте. На каждой карточке есть как минимум два ключевых элемента: фон и рисунок. Так вот карты нужно играть так,  чтобы на столе ни в коем случае не набралось три одинаковых рисунка или три одинаковых фона. Если это случилось, миссия провалена.

Поэтому игровой процесс выглядит так: все играют по карточке, а как только сыграть больше нечего, боец бежит с поля боя. Игрок говорит «пас» и выкладывает перед собой жетон поддержки. Всё, он больше в текущем «сражении» не участвует. Когда сбегают все, сражение заканчивается. В этот момент все карты со стола скидываются и подсчитывается сколько карт осталось у игроков на руках – ровно столько докладывается в игровую колоду со стопки над памятником. Напомню, если над памятником карты кончатся, игра проиграна. А чтобы победить надо, наоборот, исчерпать игровую колоду. Поэтому цель каждого раунда – скинуть на стол как можно больше карт. Если же получилось так, что кто-то вольно или невольно сыграл на стол третий рисунок или фон, битва считается проигранной, и карты со стола возвращаются в игровую колоду.

Казалось бы, что тут сложного. Можешь – играешь карты, не можешь – убегаешь. Ан, нет, есть ещё нюанс – карты состояний. Некоторые карты играются не на стол, а перед собой. На них обозначены всякие модификаторы правил, например, «вы можете покинуть поле боя только последним» и так далее. Из-за этих условностей успешный ход партии постепенно сваливается в штопор, потому что воевать становится всё сложнее и сложнее.

В пользу игроков работают три момента. Во-первых, каждый может скинуть со стола одну карту, указанную на карточке персонажа. Во-вторых, в игре есть несколько жетонов ранений, с помощью которых можно выбрасывать карты с рук товарищей. В-третьих, после того, как сражение закончилось, игрок, получивший больше всех жетонов поддержки, может либо скинуть две карты состояния, либо переворачивает на неиспользованную сторону карту персонажа (которая позволяет сбрасывать 1 карту со стола).

Вот, собственно, и вся игра. Разыгрываем карты на стол, перекладываем карты с памятник в игровую колоду, добираем карты в руки и снова разыгрываем их на стол. И так – до тех пор, пока не закончится игровая колода (победа) или пока не иссякнут карты на памятнике (поражение). Или пока кто-то не наберёт 4 состояния (тоже поражение).

Перед знакомством с The Grizzled я прочитал немало лестных отзывов, в том числе и очень хвалебных, мол, лучшая игра Gen Con’а. Может быть поэтому мои ожидания оказались завышенными и имея за плечами три-четыре партии я могу сказать, что главный индикатор «крутости» игры – желание сыграть в неё снова – в отношении The Grizzled у меня не работает. Вот уже раза четыре я таскаю её с собой на всякие настольно-игровые встречи, но мы не только ни разу её не разложили, я сам даже не предлагал этого сделать. Прямо сейчас отношение к игре такое: хорошая, но не более того.

Почему так? Ну, хорошая – за неординарную тему и достаточно оригинальную механику. Причём, даже не за правило «нельзя набрать 3 одинаковых по фону или рисунку карты», а за то, как тут играются жетоны поддержки. Когда ты убегаешь из боя, ты выбираешь кому из оставшихся игроков оказываешь поддержку. И это нельзя обсуждать! Такие решения каждый принимает для себя. А в конце раунда поддержку получает игрок, которого выбрало большинство. Если получилась ничья – бонус не достаётся никому. Получается неинтуитивно, это тот редкий случай, когда в кооперативной игре решения принимаются не сообща, да ещё и с жестким ограничителем – нельзя общаться на эту тему. Но результат удовлетворителен, когда удалось кого-то поддержать, все радостно и с облегчением вздыхают, а когда получилась ничья и поддержка не досталась никому, все тоже вздыхают, только от разочарования.

А «хорошая, но не более того» – потому, что пока что я рассматриваю The Grizzled как пасьянс. Квинтессенция этой игры – ход, когда тебе нужно сыграть карту с руки на стол. И тут хромает самое главное, что я ценю в настольных играх – значимые решения. Ты просто смотришь на стол, смотришь на свои карты играешь что-то чего на столе ещё нет, или что есть, но в одном экземпляре (чтобы не набралось 3 одинаковых элемента). Вот и всё. Решение не мыслительное, но механическое. Даже в ситуации, когда у тебя есть возможность сыграть несколько карт на выбор, обычно нет никаких критериев, чем можно было бы руководствоваться, что одну сыграй, что вторую – одинаково. Чуть-чуть разбавляют ситуацию карты состояний, которые уже можно взвешивать, прикидывать, стоит ли сначала сыграть карту на стол или лучше раньше положить перед собой состояние. Вот тут небольшой простор для раздумий есть. По крайней мере поэтому нельзя сказать, что The Grizzled – это случай, когда игра играет тобой.

В целом, повторюсь, игрушка хорошая. Правила несложные, играть достаточно просто, текста на картах почти нет (встречается на картах состояний, но там немного и всё понятно). Да ещё и неконфликтная, командная. Аналогов навскидку припомнить не могу. Ну и немалый плюс с моей точки зрения – нет синдрома лидера, каждый принимает решения самостоятельно. В общем, с моей колокольни The Grizzled оценивается на «хорошо», твёрдая четвёрка по пятибалльной шкале. Пока что она находится в пуле актуальных для меня игр, наверняка будет играть ещё, поэтому может быть мои впечатления ещё как-то поменяются.

Grizzled, Обзоры



Похожие записи
  • Seven Dragons. Семь драконов под окном…
  • Весёлые картинки, № 84
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Onirim. Первые впечатления
  • Переизбыток дополнений к Star Realms
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.