«Мор. Утопия» мнение Зордока

Зордоку посчастливилось попробовать отечественную настольную полукооперативную игру «Мор. Утопия», и по его словам продукт получился более чем достойный несмотря на имеющиеся минусы и общее впечатление «Нет желания сыграть в той же компании ещё раз», он называет «Утопию» одной из лучших российских настолок. 

Игра строго на 4-х человек: трёх врачей и Чуму. Врачи имеют асимметричные колоды способностей, так что здесь есть четыре полноценных стороны, притом, что это не кооператив. У игры есть предыстория: в 2005-м году вышла совершенно безумная компьютерная игра в жанре 3D-action/Quest/Horror, что-то на стыке Myth, Morrowind и Amnesia. Из этого сплава родилась и настольная игра, о которой сегодня поговорим.

Я наконец-то забрал фотик из ремонта (путешествие в Перу для него не прошло даром), поэтому примемся за обзоры. Сегодня у нас на столе новинка отечественного игропрома, настолка с многозначным названием «Мор. Утопия». Только ли я тут вижу аллюзии на Томаса Мора и его роман «Утопия», оставим за скобками. 

У игры есть предыстория. В 2005-м году вышла совершенно безумная компьютерная игра в жанре 3D-action/Quest, что-то на стыке Myth, Morrowind и Amnesia (для олдскульных игроков — The Dark Eye). Есть некий город на отшибе в альтернативной реальности, в котором живут люди. Есть у города и ключевое строение — огромная шахта, на которой добывают что-то полезное и отвозят по железной дороге в цивилизацию. И вот в этом городе разразилась непонятная болезнь, похожая по симптомам на чуму, только страшнее. Город закрыли на карантин. Игрок вселяется в тело одного из трёх врачей. Врачами они названы условно, строго говоря врач там только один, другой персонаж — знахарь и гаруспик (гадатель на внутренностях жертвенных животных) к ним присоединяется странная особа с видениями и совершенно сорванной крышей, «самозванка». 

В игру я гонял сравнительно недолго, т.к. во-первых, довольно страшно (в различных домах скрываются заражённые, они тут реализованы как в Silent Hill, а сражаться с ними зачастую нельзя или с точки зрения морали неверно, сейчас уже не помню), во-вторых моей девушке (с которой мы потом расстались) казалось, что игры — это пустая трата времени, ведь надо набивать голову знаниями. К сожалению, многие знания — многие печали. Поэтому сейчас я играю в настолки, чего и читателям желаю (а не читаю Бодрийяра). Но игра стоящая, тем более что к ней выйдет полноценный ребренд (почти как версия 2.0) от студи Ice-Pick Lodge d 2017. И я смогу наконец закрыть свой маленький гештальт, выяснив, что же случилось в том городе, что такое Чума, и причём там те шахты, про которые в настолке ничего не сказано. Или инквизитор.

О чём игра?

Игра строго на 4-х человек с предложенными вариантами в конце правил на 2-х и 3-х игроков. Игроки разбирают себе персонажей: трёх врачей и Чуму. Игра за Чуму отличается от игры за врачей, но и сами врачи имеют асимметричные колоды способностей, так что здесь есть четыре полноценных стороны, за которые вполне можно сыграть хотя бы по разу.

Врачи перемещаются по небольшой пронумерованной карте (всего 15 локаций) в духе Ужаса Аркхама и выполняют появившиеся миссии (ака открытые врата), сбрасывая там нужные ресурсы, которые им дают помощники. Помощники выступают в роли NPC, одновременно жертвы чумы и источников основных ресурсов в игре. За выполнение миссий игроки получают «аргументы» (1 или 2), местный псевдоним для победных очков», если кто-то из игроков набрал 8 (при старте даются 3, они связаны с NPC, и их можно потерять, если Чума доберётся до этих персонажей), он выиграл. 

У Чумы же есть три скрытых цели среди NPC, она должна добраться до них раньше победы одного из враче. Ещё Чума выигрывает, если врачи так хорошо мешали друг другу, что выполнили все миссии, а никто не выиграл. Чисто технически это довольно сложно, т.к. миссий 15, и если их поровну разделить между врачами, то 5, то каждый игрок должен потерять по одному своему NPC или даже двух, и умудриться ни разу не выполнить миссию за 2 «аргумента». Так что этот вариант в игре считаю фантастическим. 

Чума в игре лютуют, хотя из правил это не очень понятно. Она перемещается на 1 и убивает всех активных NPC в зоне прихода сразу же. Либо остаётся на одном месте дважды и убивает всех NPC в карантине (не активных). Причём вывести такого персонажа из-под удара практически невозможно в одиночку, нужно кооперироваться. И тут мы подходим к самому основному. Это не кооператив. 

Половина колод врачей не лечит болезни, а гадит другим врачам. Это совершенно безумное врачевание, притом что чума не только убивает легко персонажей в игре, она после этого ещё делает дополнительное передвижение, плюс на всех локациях в игре, где она прошла в текущий ход, оставляет ловушки (самая мирная их которых — выгнать персонажа из тёплого лампового домашнего карантина на улицу себе в лапы, я уже не говорю о закладывании бомб в организм персонажей, когда они гибнут при выполнении миссий). В общем, договориться в игре можно, но это договор двух ужей в банке. 

Компоненты

Традиционно для отечественных игр пройдёмся по компонентам. Полиграфия в игре сочная, хоть и соответствует мрачной чёрно-серо-коричневой гамме компьютерной игры. Там же ведь не только болезнь тела, город болен душой, каждый человек там если не гниёт снаружи, то внутри. И вор-бродяга может быть лучшим с моральной точки зрения, чем дипломированный врач-садист (один из персонажей).

Картон тонковат. Коробка относительно хлипенькая. Но вот мне такая коробка пришла для греческо/американской Pursuit of Happiness, так что ок. На полке смотрится хорошо и не разваливается через 5-6 тяганий крышки, уже зачёт. Карты типично российский «так себе», напоминает хвалёный «французский картон» от Мира Хобби, карты Гаги в Pixel Tactics. В общем, хотите часто играть, запасайтесь протекторами. 

Жетоны маленькие, картон персонажей при подключении подставок расслаивался. Но выглядит для отечественной игры вполне типично, то есть сотни партий конечно нет, но 5-10 безболезненно выдержит. Тетрадь для записи секретных ходов Чумы выглядит солидно, но неудобно отрывать исписанные листы, нет перфорации. Правила отпечатаны на хорошем таком глянце, тут постарались. Листы персонажей тонкие, но после МоО этим никого не удивишь. В общем, компоненты типично российские, если издатель не хочет за рубежом с этим сесть в лужу, на экспорт придётся многое поменять или найти там локализатора с местными мощностями. 

Правила

Написаны путано, много повторов, информация примитивная бывает размазана на несколько параграфов. Например, когда вы тянете новую миссию, то один параграф (4-5 строчек) говорит, что вы должны взять ресурс из банка по значку вашего персонажа. А второй (4-5 аналогично) — положить его на карту миссии. Это перебор. Подсказка зато содержит их все (т.е. полную книгу можно вообще не читать).

На подсказке так же путано описаны действия врачей в свой ход. Игроки (опытные, за плечами которых сотни партий в более сложные игры) постоянно путались и глядели в эту подсказку, пытаясь сосредоточиться на том, что они МОГУТ сделать. 

А в целом всё просто. 

Игра поделена на раунды, раунд начинается с хода Чумы. Чума либо делает 1 передвижение и 1 заражение (умирают все персонажи не в карантине, врачи садятся в карантин), либо остаётся на месте делает осаду (аналогично заражению). Причём если она пропустит на том же месте свой следующий раунд, то погибнут уже персонажи в карантине (в своих тёплых домах). Если чума каким-то образом убила NPC или загнала врача в карантин, она делает дополнительное движение. В конце своего хода Чума раскидывает набранные за ходы врачей Штаммы. Это ловушки, которые срабатывают, если в районе происходит что-то (даже если там в карантине NPC генерирует для врача ресурс) кроме бегства оттуда. Они кладутся взакрытую и вскрываются при активации.

Врачи в первую фазу тянут новую миссию на поле, если на поле меньше 4-х миссий. Во вторую они делают два действия (передвижение до 2-х клеток за действие, получение ресурса, выход из карантина, выполнение миссии, карта из руки типа «действие») но обязательно не большой одного на любого персонажа, включая фишку самого врача. Это несколько напрягает, что вы не можете походить и выполнить миссию, скажем, но хорошо балансирует всю игру. И всё, третей фазы у врачей нет. Активировать можно любых персонажей, кроме чужих врачей и NPC, которые подписали кровью договор с соперником (такой договор один на игрока).

Миссию выполнить тоже просто — врач сбрасывает ресурс миссии. Либо её активирует NPC, у которого этот ресурс нарисован на груди. Либо (сложно) игрок тратит 2 действия, и сбрасывает подходящий ресурс у врача, хотя на карте миссии стоит NPC, у которого на груди нарисован неподходящий ресурс. Если миссию выполнить NPC вашего цвета, то вместо 1 победного очка игрок получает 2. 

И ещё тут пассивные события. При выходе новой миссии Чума получает штамм. При смерти своего NPC и выполнении миссии врач получает рецепт (карта из персональной колоды, для врача на выбор, для Чумы строго сверху). При смерти своего NPC врач «аргумент» теряет. Вот и всё. Остальное заключено в картах штаммов и рецептах врачей, и они конечно влияют на игру очень сильно, чего из правил так сразу не видно.

Впечатления

Мы сыграли одну партию на 4-х, обычно я пишу обзор после трёх партий, но меня попросили написать как можно скорее. Так что о впечатлениях от игры на 2-х я расскажу, если мы с женой всё-таки решим попробовать такой вариант. 

В целом, игра всем умеренно понравилась. От оценок «ок, играть можно», до «я бы как-нибудь сыграл ещё» от победителя (кстати, победил врач, конкретно Данковский, но Чума, за которую играла жена, тоже была близка, да и Гаруспик (я), только Самозванка сильно отставала). Но ни восторгов, ни поношения игры не было. Для российской игры это хороший результат, т.к. почти всё, что я играл до этого — несбалансированный мусор или филлеры. 

Я бы отдал игре третье место в этом году после Арены и Ориона (Гильдии Лаара хороши, но филлер, потому не считается). Игра действительно сбалансирована, и произошло это без участия Граней, что говорит о том, что и на Марсе жизнь есть. Но и тут есть нюансы, о чём ниже.

Плюсы

+ Решена проблема альфа-игрока в подобных играх со скрытым перемещением (Letters from Whitechapel, Scotland Yard, Коронация, Ярость Дракулы).

+ Ассиметричные стороны (модно, молодёжно), колоды действительно разные

+ Сбалансирована победы Чумы/Врачей

+ Среднее время партии (1.5-2 ч)

+ Не смотря на соревновательность мы советовались и, в целом, были против Чумы, но иногда подсказывали и ей; т.е. переговоры за столом были, игра проходит за разговорами, а не за молчаливым подсчётом

+ Интересные механики, игра, по-сути, современный америтреш без минек и боёв, что редкость (т.к. почти 90% современного америтреша — плохие подделки под Descent). Очень тематична.

+ Отличный антураж и рисунки

+ У игроков на решениях глаза не разбегаются, всё делается относительно быстро, без проседаний на паралич анализа

Минусы

— Дизайн игры (визуальный), эргономика — очень убогие. Чуме не видно при расстановке персонажей, NPC издалека на одно лицо, нет каких-то значков или чего-либо ещё для быстрого опознавания. Для дальтоников (в партии не было, но один мой друг имеет такой нюанс) не играбельно. Жетоны мелкие, цветы выбраны спорные (синий, но красный и оранжевый).  Куча мелкого текста. Ощущение того, что дизайн игры непрофессиональный, в отличие от коробки. То есть, взят прототип, подрихтован, пущен в печать. 

— Арт (рисунки) не из компьютерной игры

— Миссии привязаны без особой нужды в локациям (видимо, чтобы соотнести их с компьютерной игрой), что понижает реиграбельность. 

— Очень сильная карта Данковского «вместо потери аргумента за убийство вашего NPC получите его». Безальтернативно лучший рецепт, заставляет чуму обходить этого персонажа стороной и убить только в самом конце. 

— Нет нехватки ресурсов, их до конца игры легко можно телепортировать с любого NPC врачу, или генерировать самому. Т.е. вся эта механика с миссиями, ресурсами и их выполнением упирается только в то, кому посчастливится добежать раньше. Тут есть какие-то решения, можно действовать неэффективно, можно вынуть туз из рукава (карта рецепта), и от партии к партии примерно понятно, какие врачи на что способны, но ощущения общего event-driven не отпускают. Бух — миссия тут, бах — там вскрылся штамм.

— Нет желания сыграть в той же компании ещё раз, посоревноваться. Разве только показать другим игр, попробовать сыграть Чумой (врачи хоть и асимметричны, но их способности примерно понятны за партию). То есть, игра тематичная и фановая, но не стратегия.

В итоге, на данный момент, одна из лучших отечественных игр, выпущенных  в этом году.

Спасибо сети хобби магазинов cardplace.ru за предоставленную на обзор настольную игру Мор. Утопия.

Мор. Утопия, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. Дарья
      29 Окт 2016 из 8:09 | #1

      Очень задело описание оригинальной компьютерной игры. Уж если не прошли полностью, то стоило просто упомянуть, что такая была, а не говорить про свои впечатление от 1-2 дней, а то как-то некрасиво получается.


      Ну и то, что арт отличается от оригинальной игры это странно. Арты рисовал художник IPL, который рисует и к Мору, так что этот вопрос не ясен.


      И да, как же вам повезло, что компоненты были в сносном виде. Уже полмесяца пытаюсь отписать издателю, что некоторые коробки оставляют желать лучшего( Из-за этого до самой игры так и не дошла.


    2. Мишаня Питерский
      31 Окт 2016 из 9:41 | #2

      Мне доподлинно известно, что в Самаре есть как минимум три владельца сабжа. Очень бы хотелось поиграть, может кто-нибудь меня примет в гости на партейку-другую?


    3. DedoK
      19 Ноя 2016 из 9:13 | #3

      Компьютерная игра одна из лучших что мне доводилось играть. Пугают не дешевые внезапные звуки или появления монстров,коих вообще то и нет, а например

      испугал рассказ мальчика, казалось бы просто текст, или например страшно было исследовать просто пустой стиральный дом. Мир ни на что не похож, кто не играл очень советую. Удивительно что таких игр практически нет. Хотя казалось бы , вот , люди сделали, сделали классно, но из моих знакомых никто не играл… видимо спрос рождает предложения. Зато все играли биошок вульфинштейн и прочую линейную хрень. По сути , глубокое погружение, свобода принятия решений, это все мало кому нужно, а жаль. Авторам Мора спасибо!


    4. Дмитрий
      14 Дек 2016 из 16:22 | #4

      О компьютерной игре — отдельный разговор) Она шикарна ровно настолько, насколько ущербна. И в этом противоречии — главный плюс. 1-2 дня игры — это считайте и не начали тольком играть. Всего 12 дней — и каждый день дарит новый уникальный опыт, а история стремительно несется паровозом вперед)

      По поводу художника и арта. Настолка делалась в поддержку ремейка оригинальной игры. Я играл в альфа-версию и могу сказать, что дизайн по большей части стилизовался именно под ремейк.

      Что касаемо самой настольной версии — то не закатила, увы. Дал слово, что еще вернусь и осилию, но шансов не много. Как фанату оригинальной игры — поставить на полку, хвалиться перед знакомыми))) И да, ребенок в первую же ночь отказался спать, пока игра стоит на полке крышкой в его сторону — так устрашающе выглядит чума)))


    1. Трекбеков пока нет.