Мнение об игре Tzolk’in. Календарь Майя

Не секрет, что для меня настольные игры европейской школы, так называемые «евроигры» уже некоторое время неинтересны. С моей точки зрения все они примерно одинаковы. Игроки в них должны добывать какие-то ресурсы первого уровня, затем обменивать их на другие ресурсы второго уровня, а затем конвертировать ресурсы второго уровня в победные очки. Эдакая многоступенчатая цепочка по обмену шила на мыло. Несомненно, в каждой конкретной игре есть какие-то детали и нюансы, но общая канва всегда одна и та же. Получи А, обменяй А на Б или В, а затем заплати Б или В, чтобы получить победные очки. Однако бывает и в этой категории встречаются игры, которые чем-то привлекают к себе внимание. Одна из таких настолок – Tzolk’in. Календарь Майя, выпущенная в России издательством GaGa Games.

По сюжету игрокам предстоит развивать древний город Майя. Для этого нужно будет отправлять работников добывать ресурсы (сюрприз!), а затем тратить их, чтобы получить различные полезные штуки. Эта схема знакома нам по множеству других игр, начиная ещё с «Агриколы». В наличии есть рабочие, их надо расставить по заданиям, а потом воспользоваться эффектами выбранных локаций. Но тут сразу же и проявляется самый главный нюанс «Цолькина» и её уникальный элемент – шестерёнки календаря Майя.

На игровом поле невозможно не заметить шесть зубчатых кругов, соединённых между собой подобно часовому механизму. Одна большая «шестерёнка» обрамлена пятью кругами поменьше. Все они могут и будут крутиться в ходе партии. И именно с шестерёнками связана оригинальная механика игры. Дело в том, что все игровые действия в Tzolk’in располагаются по периметру шестерёнок. Причём, действия располагаются от более простых к более сложным. За выставление работников надо платить. Чем лучше действие, тем дороже на него попасть. Но тут есть нюанс. Выставлять работников надо на сами шестерёнки. И они потом прокручиваются. На практике это означает, что можно поставить работника на дешёвое действие, а затем подождать, пока он «доедет» до более дорогого.

Помимо работников игрокам предстоит оперировать ресурсами трёх видов. Первый вид – маис это (местная сельхозкультура), этим ресурсом оплачивается выставление рабочих на поле, плюс иногда его можно менять на другие ресурсы. Второй вид – это дерево, камень и золото. Это основные игровые ресурсы. Они нужны, чтобы строить здания (дают различные бонусы), прокачивать технологии (позволяют совершать действия более эффективно) и делать подношения богам (что несколько раз за игру вознаграждается дополнительными очками и ресурсами). Третий вид – хрустальные черепа. Ими оплачивать ничего нельзя, они нужны только чтобы обменивать их на победные очки.

Ход игрока заключается в том, что надо либо выставить на поле сколько угодно рабочих (оплачивая за выставление каждого положенное количество маиса), либо снять с поля сколько угодно рабочих, выполняя при этом действия, напротив которых эти рабочие располагаются. После того, как все игроки походили, «срабатывает календарь» — большая шестерёнка прокручивается на одно деление, продвигая позиции рабочих на малых шестерёнках по направлению к более мощным действиям. Иногда появляется возможность прокрутить шестерёнку сразу на две позиции.

Что ещё? Четыре раза за партию работников нужно кормить маисом. Очки в игре начисляются за подношение богам в дар обычных ресурсов и хрустальных черепов, за строительство некоторых зданий, а также за возведение дворцов, приносящих много очков за выполнение неких особых условий (они работают примерно как гильдии в 7 Wonders, если вы понимаете о чём я). Вот такая игра: выставляем работников на поле, добываем ресурсы, тратим их на всякие полезные штуки и зарабатываем победные очки. И каждый ход прокручиваем механизм. Когда большое центральное колесо сделает полный круг, партия завершается. В реальном времени это где-то час-полтора.

По большому счёту Tzolk’in – всё-таки обычная евроигра с присущими жанру типичными чертами. В ней нет прямого противостояния, навредить сопернику напрямую, лишив его каких-то ресурсов нельзя. Максимум, что можно натворить – это занять своими работниками дешёвые места на шестерёнках, заставив его тратить маис, да стащить из-под носа нужное здание, построив его. То есть взаимодействие игроков тут есть, но – опосредованное.

Из явных особенностей игры – она заставляет хоть немного, но строить планы. Когда ты выставляешь на поле работников нужно всегда помнить, что в конце хода шестерёнка сместится как минимум на одно деление. Поэтому если тебе нужно выполнить какое-то действие, работника нужно ставить не на него, на одну позицию перед ним. Чтобы в конце хода он как раз «доехал» до нужного действия, и в следующем ходу его можно было бы совершить. Кроме того, никто не заставляет ограничиваться краткосрочными планами. Высаженный на «нулевое» поле работник дней за 6-8 вполне может доехать до разных «вкусных» действий. И в этом случае ещё один ресурсом в игре становится время.

Одно обстоятельство не позволяет мне отнести Tzolk’in к играм новичкового уровня. На поле есть 5 шестерёнок с действиями и на каждой порядка 6-7 позиций. Суммарно это даёт 30-40 действий, которые доступны всем игрокам с самого первого хода. И, хотя часть действий одинаковы (например, на зелёной шестерёнке можно только добывать маис, а на синей – только жертвовать хрустальные черепа), всё равно это достаточно много. У неподготовленного игрока в самом начале глаза просто разбегаются. Вариантов действий много, а что именно нужно делать поначалу не очень понятно. Впрочем, верно и другое. Стоит сделать порядка пяти ходов, как приходит понимание, что игра, в общем-то несложная. Ставишь себе рабочих на поле, да снимаешь. Развиваешься, но не забываешь обеспечивать работников маисом. В этом плане хотя калейдоскоп действий и велик, опытному настольщику освоиться в игре несложно.

Любопытна используемая в игре схема ходов. Обычно в играх на выставление рабочих сначала игроки выставляют все свои фишки на поле, после чего также все вместе снимают их оттуда и что-то получают. В «Цолкине» нет подобных общих действий, кому надо – тот ставит фишки на поле, кому надо – снимает. Это нисколько не усложняет игру, и предоставляет участникам возможность подстраиваться под текущую ситуацию, занимать освободившиеся места сразу же, как только кто-то другой с них уйдёт.

Лично мне понравилось, что в игре ощущается недостаток ресурсов. Он не столь критичный, как, например в «Агриколе», но есть. Периодически приходится выставлять работников не туда, куда хочется, а туда, куда хватает маиса. Добываемые же ресурсы как правило надолго у игрока не задерживаются, а объём их не позволяет говорить об изобилии (как, например, это бывает в «Поселенцах», которые Imperial Settlers).

Как во всякой уважающей себя евроигре, в Tzolk’in есть несколько направлений развития. Кто-то может охотиться за хрустальными черепами, кто-то – пойти в строительство зданий, кто-то будет прокачивать по максимуму технологии, а кто-то – подниматься по ступенькам трёх храмов на пути к просветлению. При этом ударяться в какую-то конкретную ветку развития необязательно, можно просто делать всего понемногу.

PS: Особая фишка игры, безусловно, это механизм шестерёнок. Не было б его, я бы сказал, что Tzolk’in – всего лишь ещё одно евро. А так – это евро с шестерёнками. Это не означает, что игра на голову выше других евро, нет. Она обычная, годная, хорошая. Но – обращает на себя внимание. Представьте, что вам дают прочитать несколько текстов, но один из них написан немного иначе. Другим цветом или шрифтом. Или поперёк разлинованного листа бумаги. Это никак не сказывается на его содержании, но, подобная фишка, безусловно привлекает внимание. Так и «Цолкин», хорошая евроигра с оригинальным механизмом.

Tzolk'in: The Mayan Calendar, Обзоры



Похожие записи
  • Околонастольные новинки от GaGa Games
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Codenames: Pictures уже почти локализована
  • Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in
  • Локализована Cthulhu Realms
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.