Каркассон: бесконечное строительство — 2. Путеводитель по дополнениям

Читатель по имени Завен продолжает рассказывать о доступных на российском рынке дополнениях к Каркассону. На этот раз речь пойдёт о наборах Дворяне и башни и Колесо фортуны

Часть 2. “Дворяне и башни”

В прошлом обзоре, мы рассматривали набор дополнений “Предместья и обитатели”. Сегодня, я расскажу о втором наборе дополнений для “Каркассон”, которое получило название “Дворяне и башни”, и поступила в продаже на прилавки магазинов в 2013 году. В данный набор, включено 6 расширений: “Башня”, ”Река”, ”Круги на полях”, ”Культ”, ”Граф” и ”Принцесса и дракон”. В качестве бонуса в коробку положена сборная картонная башня для хранения тайлов.

Коробка набора дополнений "Каркассон. Дворяне и башня"

Башня.

Данное дополнение включает в себя следующие компоненты:

  • 18 тайлов местности
  • 30 фишек ярусов башен

Основное предназначение башен из данного дополнения – это брать в плен чужих подданных, снимая их с полей, из городов, дорог, монастырей и т.д. От количество фишек башен на тайле с башней зависит дальность, откуда можно захватить чужого мипла.

Честно говоря, мне сложно что-то хорошее сказать об этом дополнении. В нашей компании, мы сыграли три партии, используя это расширение и единственные два чувства, которые оно вызвало – это раздражение и нервозность. Казалось бы, можно с помощью башен выстроить тактику по захвату чужих миплов, которые сильно портят жизнь – к примеру, мэра, тележку или большого подданного, но нет. Здесь свое веское слово говорит правило принудительного обмена, которое делает данное дополнение полностью бессмысленным и несуразным. В нашей небольшой компании из 6 человек, это дополнение не понравилось никому, и было решено, больше его не замешивать. Это уже не говоря о том, что захват заложников в еврогейме – это все равно, что отсутствие военных действий в варгейме.

Башни на игровом поле с областью действия

Оценка дополнению: 2/10. Откровенно слабое дополнение, которое окончательно скатывает игры в сторону манчкинства и не вызывает никаких положительных эмоций.

Река.

В это мини-дополнение включено 12 тайлов с речными районами.

На самом деле – это дополнение в оригинале называется River 2 (Река 2). Первое дополнение с рекой было выведено из игры самим создателем игры, после ввода ряда других расширений, сделавшие то дополнение ненужным. Река – хорошее дополнение, которое дает хорошую стартовую позицию для игроков (12 тайлов вместо 1) и придает игре более высокую динамику, которой подчас ей не хватает.  Однако остается открытым вопрос по поводу смысла в этом дополнении в рамках данного набора, поскольку дополнение граф отменяет все стартовые тайлы. Хоть в правилах написано, что их можно использовать вместе – смысл его при игре с планшетом графа отсутствует.

Оценка дополнению: 6/10. Отличное дополнение. Лучшее в данном наборе, которое оказалось в ненужном месте в ненужное время. Если бы это дополнение было включено в набор “Предместья и обитатели”, то получило бы более высокую оценку, а так это выглядит как навязывание ненужного за дополнительную плату.

Круги на полях.

Состав данного дополнения, более чем скромен – в него входят только 6 тайлов местности, на которых изображены “круги на полях”.

На мой взгляд, расширение “круги на полях” является самым нелепым из всех имеющихся на данный момент. Оно нарушает два базовых правила игры: о том, что мипл не может покинуть незавершенный объект; и о том, что нельзя размещать более одного подданного на один квадрат. Вдобавок к этому оно вносит конфликтные ситуации между игроками, поскольку тайлы с полями обязательно наносят вред кому-то из игроков, независимо от выбранного действия.

Оценка дополнению: 2/10. Это дополнение, в нашей компании вообще не прижилось и хватило его ровно на одну партию, после которой, увидев, что почти никто не получил очки за поля, решили больше его не замешивать.

Культ.

Состав данного расширения, ещё более скромный – 5 тайлов местности.

Данное дополнение предлагает игрокам конкурировать между  храмами или капищами. Капище, по своей сути, тот же храм – также необходимо выставить 8 квадратов местности вокруг него, чтобы оно считалось закрытым. Но, помимо этого, оно несет с собой дополнительную смысловую нагрузку в виде того, что не принесет очков храму, который находится рядом с ним (если, конечно, оно будет завершено), и наоборот.  

Однако это дополнение, на мой взгляд, и взгляд моей игровой компании, несколько бесполезное по двум причинам: во-первых потому что храмов в несколько раз больше, а во-вторых у нас храмы являются самыми не завершаемыми объектами и вводить, по сути, новый тип храма – весьма спорное решение.

Оценка дополнению: 4/10. Обычное, средней руки дополнение для Каркассона, чрезвычайно бедное на содержимое и в какой-то степени бесполезное.

Граф.

Планшет из дополнения "Граф"

Состав данного дополнения отличен от всех других – в него входит стартовый планшет размером 3х4 тайла и фигурка графа.

Данное расширение привлекает внимание в первую очередь наличием планшета, который заменяет стартовые квадраты. На планшет нанесено 4 района – дворец, кузница, церковь и рынок.  Игрок, выставивший тайл таким образом, что завершил объект другого игрока, но не получил при этом очков имеет право выставить своего поданного на планшете в любой из 4х районов. В зависимости от того, в какой район он выставил мипла, в определенный момент он может перебросить его в любой из завершенных объектов похожего типа, для определения его хозяина. Из дворца – в город, из кузницы – на дорогу, из церкви – в храм или капище, с рынка – в поле. С рынка в поле можно перейти только в конце игры перед финальным подсчетом очков.

Граф, в свою очередь, играет роль контролера, который мешает миплам покидать районы планшета. Граф начинает игру во дворце, и его можно передвигать в другие кварталы, когда игрок выставляет на планшет подданного. Если граф, находится в районе,где есть миплы, то они не могут его покинуть.

Оценка дополнению: 3/10. Данное расширение очень неоднозначно. С одной стороны – оно дает дополнительный резон завершать города других игроков (помимо товаров). С другой стороны – даёт возможность игрокам очень легко захватить вражеский объект (или, по крайней мере, поделить очки за него). Мэр, выставленный во дворец, отлично подойдет для легкого захвата больших городов. Вдобавок к этому, стартовый планшет мне понравился гораздо меньше, чем река, добавляющая челенджа игре. И не стоит забывать про графа, который управляется игроками и сильно мешает грамотно построить свою стратегию при игре с планшетом.

Принцесса и дракон.

Второе большое расширение в данном наборе, включает в себя:

  • 30 квадратов местности (на 12 изображен дракон; на 6 – вулкан; на 6 – принцесса; и на 6 – портал)
  • 1 фишка дракона
  • 1 фишка феи

Сразу же бросается в глаза, появление такой большой фишки как дракон, которая с большим трудом умещается на одном квадрате. Дракон играет роль Букера из Bioshock infinity: Siege of Columbia – ходит и съедает миплов. Он появляется в игре, когда впервые появляется тайл с вулканом (и каждый раз перемещается на тайл с вулканом, когда оный вводится в игру). Двигается же дракон, когда в игру вступает тайл с изображением дракона. Двигается дракон, независимо от количества игроков ровно на 6 клеток и съедает всех подданных, которые ему на этих клетках попадаются. Определяют куда дракон “полетит” игроки по кругу, последовательно передвигая его на 1 клеточку, пока он не пролетит 6 клеток. Имеются только два ограничения на полет: во-первых, он не может лететь на клетку, которую в рамках данного полета уже посещал, а второе – он не может лететь на клетку с феей.

Фигурки дракона, графа и феи вместе с обычными миплами

Фею же в свою очередь можно выставить на любой квадрат со своим подданным (вместо того чтобы выставлять мипла на только, что выставленный квадрат), тем самым защитив его от дракона. Если в начале хода, фея оказывается на одном квадрате с миплом игрока, делающего ход, то игрок сразу же получает три очка.

Также в этом дополнении помимо фей, драконов и вулканов есть тайлы с изображением принцессы и портала. Принцесса служит громоотводом от миплов другого игрока в городе. Можно, выставив тайл с принцессой прогнать из города любого неугодного захватчика. Это очень неплохая защита от мэров, которые довольно легко захватывают большие города. Что касается порталов, то здесь всё просто выставляется квадрат с порталом, и мипл перемещается на любой незавершенный и незанятый объект.

Оценка дополнению: 2/10. В нашей компании данное расширение встретили с нескрываемым недоумением. Уж слишком много в нем нарушений базовых механик, и слишком много способов испортить игру сопернику. Это дополнение прожило у нас одну партию, после которой никакого желания к нему возвращаться уже не было. Особенное недоумение у нас вызвал дракон и порталы.

Оценка набора: 3/10. Отвратительный набор, честно говоря. Всего одно хорошее дополнение, которое стало жертвой того, что оказалось в данном наборе. Данный набор вызывает ощущение, что Клаус-Юрген Вреде очень сожалеет о том, что наделил миплов неподвижностью, во время разработки базовой версии игры и теперь пытается всеми правдами и неправдами сделать их подвижным, а из игры более хардкорную стратегию. Только всё это делается, к сожалению, абсолютно невпопад и вызывает скорее дикую неприязнь, чем малую симпатию. Одним из немногих плюсов данного дополнения, является наличие сборной картонной башни для хранения тайлов.

Сборная башня для хранения тайлов

Bonus. Дополнение из набора Колесо Фортуны.

Коробка игры "Каркассон. Колесо Фортуны"

Колесо Фортуны

Данное дополнение входит только в набор Колесо Фортуны, которое является глобальной переработкой базового каркассона. В него входит планшет размером 4х4 тайла и на некоторые квадраты нанесены специальные знаки Колеса Фортуны.

Оценка дополнения: 5/10. Стартовый планшет Колеса Фортуны радует разнообразием, относительно графского планшета. А если брать в целом, то Колесо Фортуны является не очень удачной попыткой внести в игру события, которые будут влиять на игровой процесс. Почему не очень удачное? Да потому что событий крайне мало это раз и вдобавок очень уж мало тайлов, которые создают эти события, особенно, если включено много дополнений в игру.

Мосты, замки и базары

Данное расширение содержит в себе следующие компоненты: 12 тайлов (на 7 из которых есть базары), 12 жетонов замков, 12 фишек мостов.

В этом расширение появилось несколько новых механик: первая – пристраивание маленьких городов в замки, и получение очков за первый завершенный объект в его окрестностях; вторая – торговля за тайлы, которая имеет реальный смысл, если в игре, как минимум 4 игрока; третья – продолжение дорог по средствам мостов.

Оценка дополнения: 10/10. На удивление удачное дополнение. Все компоненты в данном расширение, не ломают базовых механик, а добавляют новые, которые лаконично вписываются в игровую концепцию. Всегда можно рискнуть и перестроить двухклеточный город в замок и получить очки за ближайший объект; или поторговаться победными очками за нужный тайл; ну или достроить сложную дорогу, с которыми в игре всегда достаточно проблем.

Каркассон, Обзоры



Похожие записи
  • Болотистый Kingdom Builder
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
  • Второй «Андор»
  • Новые дополнения к Ascension и Dominion
  • Мартин Уоллес упрощает A Study In Emerald
    1. Oxgn
      28 Ноя 2014 из 15:53 | #1

      я так понимаю, что возникновение конфликта между игроками автора вообще не устраивает. Можно конечно медиативно выкладывать тайл за тайлом и раскладывать пасьянс, но как по мне дак игра приобретает совершенно другие краски, когда начинается разные «блоки» тайлами и прочие «манчковские» вещи. Сугубое имхо.


    2. MirrorBoy
      28 Ноя 2014 из 19:52 | #2

      На счет Культа категорически не согласен. Играем в с ним очень давно. У нас как раз часто монастыри и капища закончены. Видимо у каждого своя тактика.

      Удобство капищ как и монастырей еще и в том, что имеются тайлы с дорогой, заходящей в капище/монастырь. Тем самым можно объединять поля. Классная стратегическая фишка 🙂


    3. Завен
      28 Ноя 2014 из 21:35 | #3

      @MirrorBoy

      С этим соглашусь, что для объединения полей они жизненно необходимы:) Просто я не понимаю зачем в еврогейме создавать конфликтные ситуации) Но сколько людей — столько мнений)


    4. tikitavy
      01 Дек 2014 из 12:47 | #4

      я не понимаю зачем в еврогейме создавать конфликтные ситуации


      Игры разные нужны и есть.. 😉 «Еврогейм» — это штамп. Как и «филлер» и «америтреш». Изначально отталкиваться от них при рассмотрении конкретной игры — не нужно. Каркассон — одна из игр, в которой степень конфликтности зависит от стиля игры. С детьми играем в спокойный пасьянс, с любителями соревнований и конкуренции — это уже довольно любопытная игра с довольно очевидным взимодействием. Каркассон есть на ПК (на планшетах/телефонах тоже) — поиграйте с компутерным оппонентом, он весьма быстро покажет в ней естественные конфликты и научит играть с ними.


    5. Дмитрий
      17 Июл 2015 из 20:32 | #5

      Судя по всему автора вообще не устраивает любое отхождение от оригинала, где есть вероятность расстаться с фишками. Напомню, что в базовой версии так же несложно пристроиться к объектам и не дать владельцам очки.


      Мое мнение по игре:

      Игра с башнями становится очень динамичной. Но башен в наборе слишком много. При игре вчетвером, каждому раздается по 7 штук. Раскидываешь налево-направо. Пробовали играть по 3 башни на брата — игра становится более стратегической. Все таки Их основное предназначение — снимать игроков, а не брать в плен (пусть даже и есть такой термин, все равно за 3 очка выкупа это несерьезно).


      Граф. Как правило сводится к стратегии «больше крестьян к концу игры в замках».

      Реки — просто как дополнительный тайлы.


    6. Ал
      05 Янв 2016 из 22:45 | #6

      Автор, похоже, вообще не понял этих дополнений. Напротив, второй DLC, если так можно обозвать пакет с дворянами и башнями, превратил медитативный и местами сонный каркассон в суровое средневековое рубилово. Все нововведения были встречены на «ура», особенно дракон, полёты которого вызывают массу воплей и нормально так зачищают местность. Теперь никто нигде не защищён, магеполисы строить крайне трудно, тк совместная атака на стройку нескольких игроков гробит любое строительство накорню.

      Сам главный город своими подселениями мэров в другие стройки сначала вызывал некоторую фруструцию — исправили это банальным делением очков на всех претендентов с равной силой. Сразу снова понадобился граф, селиться приходится с умом, тк мипла потратить легко, а следующий подселенец накорню убивает весь профит от операции, вдобавок куча миплов в плену от башен, и вообще на жителей суровый дефицит.

      Раньше аббатства были эдакой палочкой выручалочкой… сейчас культ иной раз не даёт их использовать совсем. Тоже хорошо!

      И даже круги на полях дают возможность убрать с полей некоторых «ленивцев» до которых дракону не долететь. Приходится раскладывать по полям и городам запасных. А двойное заселение тайтла хоть как-то спасает от атаки башнями. Иной раз битва на башнях за вкусный город напоминает перекрёстный огонь.

      Короче, понравилось вообще всё. Стандартная партия в «Подарок+Дворяне и башни» составляет где-то-4-5 часов, тк заруба идёт до последнего хода.


      Автор… ты ничего в этой игре не понял. Не пиши больше про неё ничего.


    7. Саша Мартыш
      30 Сен 2018 из 19:23 | #7

      А я обожаю дополнение Реки. С нею ландшафт становится намного красивее. Всегда, при возможности, играю с рекой.


    1. Трекбеков пока нет.