Как это было. Второй самарский турнир по «Memoir ’44»

Практически сразу же после проведения первого турнира по Memoir '44 у меня возникло желание провести как минимум ещё одно такое мероприятие. Сначала я планировал организовать турнир в июле, потом — в сентябре, но получилось это сделать только в октябре месяце. В отличие от первого раза, этот турнир прошёл тихо, без огласки. Я обзвонил знакомых, понял, что игроков набирается достаточно и решил не публиковать объявление о турнире на сайте. Всё равно людей набралось достаточно, и больше мы никого принять не могли из-за конечного числа коробк с игрой. 

Подготовка к турниру

Проводили мы турнир в том же месте, что и в прошлый раз — в самарском клубе по Берсерку. Призов на этот раз не было. На самом деле их предлагал предоставить Степан Чижов (Триоминос), но я отказался, поскольку турнир, фактически, был для меня и моих друзей. Как-то нечестно было бы брать под это призы 🙂 Так что Степана я поблагодарил и пообещал, что как только будут проводить следующий турнир, обязательно дам на сайте объявление и попрошу у него призы.

Итак, участники у нас были. Коробки с играми — тоже. С помещением вопрос был решёл, с призами (точнее — с их отсутствием) — тоже. Осталось подобрать сценарии. Для этого я полез на memoir44.com и стал просматривать базы официальных и неофициальных сценариев, стараясь найти такие, где соотношение побед и поражений за каждую сторону колеблется около 50/50, чтобы играть было интересно за обе стороны. Турнир у нас планировался на 8 человек, и нам нужно было 4 сценария. Мой выбор остановился на следующих: Kasserine Pass (Ущелье Кассерин), Summa (Сумма), Guam Landings (Высадка на остров Гуам и Counter-Attack at Arras (Контратака у Арраса). 

Я выбирал сценарии с таким расчётом, чтобы в каждом была какая-то особенность. Мне хотелось, чтобы игроки могли хотя бы бегло познакомиться с различными особенностями Memoir '44, так что во всех сценариях было задействовано какое-то дпоолнение для M44. Так, в  Ущелье Кассерин применялись авиа-правила из Air Pack, в Сумме — правило Красной Армии, а также финские лыжники (Eastern Front), в Гуаме — морпехи США и Японская пехота (Pacific Theater), в Контратаке у Арраса — британская армия (Meditearrean Theater). Плюс я старался, чтобы игровые поля были разнообразными: 2 обычных, 1 пляж и 1 зимнее поле.

Ещё один вопрос, который нужно было решить — как определять победителя. В прошлый раз мы считали разницу между медалями, но такая система себя не оправдала. Напомню, в тот раз у нас вышел казус, когда в одном туре счёт составил 6-0, 6-1, а общий — 12-1, т.е. разница составила аж 11 медалей. Посчитав, что это как-то несправедливо, в этот раз я решил использовать другую систему: начислять за победу по медалям 3 очка, за ничью — 1, за проигрыш — 0. Так мы и сыграли.  Сам турнир проходил, как и в прошлый раз, в три этапа. В каждом этапе разыгрывался один сценарий, игроки играли его дважды, за обе стороны. 

Непосредственно перед началом турнира возникла непредвиденная ситуация. Из восьми заявленных участников трое вдруг не пришли, и я оказался поставлен перед фактом: играть будут 5 человек, а не 8. В спешном порядке был найден запасной участник, и мы сели играть вшестером. Поскольку количество участников сократилось, вместо четырёх столов мы разложили только три (из-за этого один сценарий не понадобился, мы обошлись Кассерином, Гуамом и Суммой, пожертвовав Аррасом). Итак, мы разложили сценарии, и приступили к жеребьёвке.

Ещё до начала турнира я нарисовал небольшую таблицу, где было показано кто с кем будет играть. Поскольку игроков планировалось 8, сыграть по схеме "каждый с каждым" возможности не было. Как и на прошлом турнире все должны были сыграть по три раунда, а потом победитель определился бы по общему количеству набранных очков. Когда стало известно, что участников будет 6, а не 8, я быстро перерисовал сетку и получилось вот что:

1 раунд:
1 стол — № 1 и № 4;
2 стол — № 2 и № 5;
3 стол — № 3 и № 6.

2 раунд:
1 стол — № 2 и № 6;
2 стол — № 3 и № 4;
3 стол — № 1 и № 5.

3 раунд:
1 стол — № 3 и № 5;
2 стол — № 1 и № 6;
3 стол — № 2 и № 4.

Жеребьёвку в этот раз мы провели с помощью пронумерованных карт персонажей от Цитаделей. Каждый участник турнира взакрытую вытащил карту, посмотрел на её номер и отправился за соответствующий стол. Присутствующие на турнире зрители раскладывают рядом самый первый сценарий Мост Пегаса и начинают осваивать Memoir '44, поглядывая на наши игровые столы. Я объявляю, что как и в прошлый раз, на один бой отводится 45 минут, и мы начинаем.

Первый раунд

В самом первом бою мне выпало командовать союзниками в сценарии Ущелье Кассерин. В этом сценарии немцы наступают от края карты, а войска союзников разбросаны практически по всему периметру игрового поля. Обе стороны имеют в своём распоряжении пехоту, спецназ, танки и артиллерию. Нюанс — в правом нижнем углу на аэродроме находится самолёт P-40, готовый к взлёту.

Увы, но турнир начался для меня с поражения. Карты приказов в руку приходили неудачные, кубики поворачивались ко мне не той гранью, самолёт мне, вообще, не удалось поднять в воздух — нечем было ему скомандовать. Немецкие же войска легко шли вперёд, выбили мою пехоту из города в центре карты, заняли его и получили одну медать и продолжили теснить моих солдат назад. Результат оказался плачевным — 6:3.

Поменявшись сторонами, я несколько воспринял духом. Командовать немцами было проще, благо приказы были подходящие, да и позиции у них не в пример лучше, знай себе атакуй. Я быстро повторил успех противника, выбив пехоту из города и леса, отделённую от основных сил союзников рекой, а потом переправился через неё и перешёл в наступление. К сожалению, итоговый счёт оказался хоть и в мою пользу (6:4), но по общему числу медалей я проиграл (10:9).

Второй раунд

Во втором раунде я переместился за стол со сценарием Высадка на остров Гуам и возглавил силы американцев. Под моим командованием оказалось множество танковых отрядов, немало пехоты, а также артиллерия. Правда, большая часть войск начинала игру в океане и перед тем как вступить в бой, они должны были ещё достигнуть берега. Противостояли морпехам японцы, представленные только лишь пехотой. На карте разместилось около десятка отрядов, окопавшихся в джунглях и занявших пару ключевых точек возле кромки воды. 

Я действовал очень быстро: выбросил танки на берег, вырвался на гряду холмов, а оттуда безнаказанно стал расстреливать японских солдат. Они были вынуждены пойти в контратаку. Мои войска понесли какие-то потери, но на общее положение на фронте Япония повлиять не смогла. Партия закончилась победой США со счётом 6:3.

Меняемся сторонами. Теперь японцами управляю я. Начинаю понимать, как это тяжело — на тебя прут танки, против которых нужно биться исключительно пехотой, да ещё и временами — в чистом поле. Мой левый фланг быстро сдувается, но положение по медалям более — менее нормальное (3:3). Понимая, что терять мне нечего, я вывожу из укрытий солдат на правом фланге и направляю их в атаку. Сначала они застревают на рисовых плантациях, но в следующем ходу вырываются на пляж и атакуют противника. Враги дают сдачи, кубики отворачиваются от меня и партия вновь заканчивается победой США — 6:4. По общему количеству медалей победа остаётся за мной (10:9).

Третий раунд

В заключительной стадии турнира я переместился за стол со сценарием Сумма, где отыгрывался один из боёв Советско-Финской войны. По словам игроков, которые уже отыграли это сражение, у финнов в нём нет никаких шансов. Русские наступают танками, артиллерией и пехотой, а противостоят им обычные пехотинцы, финские лыжники, да пара снайперов. Войска хоть и укрываются в окопах, бункерах и за противотанковыми заграждениями, Красная Армия с лёгкостью обстреливает их издалека.

Первый бой я играл русскими и, победить за них было действительно легко. Хотя у них в руке всего 4 карты, и действует правило политрука, войск на карте немало и финнов можно давить и давить. Я всего лишь немного выдвинул вперёд танки и артиллерию и начал вести огонь. Из укрытий кто-то пытался выбежать вперёд и контратаковать, но силы были явно не равны. Победа досталась СССР (6:3).

Затем я сел играть за Финляндию. Уже зная, как тяжело здесь приходится финнам, я решил забыть об обороне и атаковать. Первым же ходом я выдвинул вперёд лыжников на правом фланге и бросил их в атаку на советские танки. Советский командир не был готов к такому повороту и действовал на другом участке фронта, а затем мне дважды повезло — в руку пришла карта Their Finest Hour, и, когда я её разыграл, на кубиках выпало пять  пехотинцев. Это позволило усилить натиск на правом фланге. В ответ советские войска стали атаковать моих лыжников, но мне удалось дожать их (снова повезло, в руку пришла карта Air Power). В общем, я учнитожил все войска СССР на своём правом фланге.

После этого боевые действия переместились в центр карты. Там Советам удалось выбить мои войска из бункера и занять его, но контратака при поддержке снайперов врага заставила врага откатиться назад. Ещё несколько ходов и финны праздную победу — 6:3. Общий счёт по медалям в мою пользу — 12:6.

Итоги

После третьего раунда мы сели подводить итоги. Оказалось, что первое место по итогам наших "боёв местного значения" занял materix — единственный, кто одержал победу во всех трёх раундах. 

Уже после завершения турнира я подумал, что система с начислением 3 очков за победу, 1 — за ничью и 0 — за поражение также неидеальна. Вон, у нас был случай, когда один из боёв отыграли со счётом, кажется, 6-1, а когда в обратном бою выигравший первое сражение игрок заработал 2 медали, ребята спросили, нужно ли им доигрывать бой до конца, ведь уже и так понятно, кто победит.

Так что я подумал, что система начисления очков должна стимулировать игроков и предусматривать бонусы за каждую победу, а не только за разницу в медалях. Возможно, стоит применять следующую систему: поражение — 0 очков, ничья — 1 очко, 1 победа (т.е. победа общему счёту медалей) — 2 очка, победа в каждом из двух сражений раунда — 3 очка. Я ещё подумаю над этой системой, но, в следующий раз, вероятно мы будем играть именно так. И случится это совсем скоро.

Полагаю, следующий турнир по Memoir '44 мы организуем уже в ноябре.

В заключении — несколько фотографий с турнира:


Наш победитель

PS: всем участникам и причастным — огромное спасибо!

Memoir '44, Игровые мероприятия



Похожие записи
  • С 8 марта!
  • Сегодня без подкаста
  • Раньше небо было голубее, а трава — зеленее
  • Правила игры «Dead of Night» на русском языке
  • Очередной редизайн игры «Coloretto»
    1. yushin
      28 Окт 2010 из 9:47 | #1

      Внимательно слежу за твоим опытом.

      Когда-нибудь я им воспользуюсь и проведу турнир в Архангельске.

      только игроков со своими экземплярами у нас пока мало…


    2. monkey
      28 Окт 2010 из 11:10 | #2

      а сценарий Сумма из биг книженции брался?


    3. VombaT
      28 Окт 2010 из 11:36 | #3

      на одном из фото побидительно очень растроен )


    4. Константин
      28 Окт 2010 из 12:40 | #4

      >> Непосредственно перед началом турнира возникла непредвиденная ситуация. Из восьми заявленных участников трое вдруг не пришли, и я оказался поставлен перед фактом: играть будут 5 человек, а не 8


      Вот я лично ненавижу такие моменты, когда нужно судорожно искать замену. Не люблю людей, которые подводят.

      А за отчет спасибо большое.


    5. Zim
      28 Окт 2010 из 13:56 | #5

      Вопрос на засыпку. А зачем перекраивать сетку и искать замену, если кто-то не пришел? Можно просто-напросто в партиях, где люди отсутствуют, засчитывать им техническое поражение, начисляя очки присутствующему игроку. И всё. Поскольку система круговая, то на итоговый результат это не повлияет, а сетку переделывать не придётся. Конечно, если число участников случится нечётное, кому-то придётся поскучать один раз, но это явно не смертельно.


      А по поводу количества очков за победу, думаю, правильнее определять победителя не по итогам двух игр, а производить начисление по итогам каждой отдельной партии. При этом за победу, скажем, с перевесом более 4 медалей, начислять дополнительное очко. К примеру, 2 очка за победу плюс дополнительное очко за перевес. Или, наоборот, плюс одно очко если проигравший игрок сумел набрать 3 или 4 медали. И тот, и другой вариант обеспечить борьбу в каждой партии вне зависимости от итогов предыдущей.


      Замечу, что тут ничего придумывать не нужно — эти все варианты уже обкатаны в разных видах спорта.


    6. monkey
      28 Окт 2010 из 13:59 | #6

      о, а когда в сценарии написано что победа при каком-то условии (знаю что это редко), тогда как? мах кол. медалей начисляеться или как?


    7. Dan
      28 Окт 2010 из 15:57 | #7

      Вообще, много рандома.

      Мне кажется для турниров надо придумывать какие-то специфические спортивные правила.

      Например, карты не приходят из колоды, а раздаётся заранее определённый набор из 20 карт. Естественно, сильных карт мало, слабых — больше. Таким образом игрокам придётся правильно выбирать момент, когда сыграть сильную карту.

      Вот что делать с кубиками, пока не знаю.


    8. monkey
      28 Окт 2010 из 16:10 | #8

      @Dan

      в «Арденах» интересно сделали, при дальних атаках считаються только гранаты, если я не ошибаюсь.


    9. Aiwe
      28 Окт 2010 из 18:09 | #9

      Знакомые всё лица =)


      Игрион окончательно почил в бозе?


    10. hk
      28 Окт 2010 из 21:43 | #10


      monkey :



      а сценарий Сумма из биг книженции брался?





      Все сценарии взяты с сайта memoir44.com.


    11. hk
      28 Окт 2010 из 21:47 | #11


      Zim :



      Вопрос на засыпку. А зачем перекраивать сетку и искать замену, если кто-то не пришел? Можно просто-напросто в партиях, где люди отсутствуют, засчитывать им техническое поражение, начисляя очки присутствующему игроку. И всё. Поскольку система круговая, то на итоговый результат это не повлияет, а сетку переделывать не придётся. Конечно, если число участников случится нечётное, кому-то придётся поскучать один раз, но это явно не смертельно.


      А по поводу количества очков за победу, думаю, правильнее определять победителя не по итогам двух игр, а производить начисление по итогам каждой отдельной партии. При этом за победу, скажем, с перевесом более 4 медалей, начислять дополнительное очко. К примеру, 2 очка за победу плюс дополнительное очко за перевес. Или, наоборот, плюс одно очко если проигравший игрок сумел набрать 3 или 4 медали. И тот, и другой вариант обеспечить борьбу в каждой партии вне зависимости от итогов предыдущей.


      Замечу, что тут ничего придумывать не нужно – эти все варианты уже обкатаны в разных видах спорта.





      Я тут подумываю над такой системой. Проиграл 2 партии — 0 очков. Одну выиграл, одну проиграл и набрал меньше медалей — 1 очко. Одну выиграл, одну проиграл, но набрал больше медалей — 2 очка. Выиграл обе партии — 3 очка.


      Думаю, такая система максимально мотивирует игроков и стимулирует их выигрывать независимо от разницы в медалях.


    12. hk
      28 Окт 2010 из 21:50 | #12


      monkey :



      о, а когда в сценарии написано что победа при каком-то условии (знаю что это редко), тогда как? мах кол. медалей начисляеться или как?





      У нас пока таких сценариев не было. Но, думаю, они полностью укладываются в схему, которую я описал в предыдущем комментарии.


    13. hk
      28 Окт 2010 из 21:55 | #13


      Aiwe :



      Знакомые всё лица =)


      Игрион окончательно почил в бозе?





      Мы существует автономно, за судьбой Игриона не следим 🙂


    1. Трекбеков пока нет.