История русского варгейма (1/2)


Игры в солдатиков в конце XIX — начале XX вв.

На сайте «Поле боя» опубликована обширнейшая статья, посвящённая отечественным военным играм. В ней рассказывается об истории российских военных игр, начиная с XIX века. Предлагаю ознакомиться с первой половиной материала, охватывающего период до 2000-х годов. 

Часть 1

История варгейма в России не так обширна как мировая. Попытки как-то реконструировать сражения всегда были связанны с солдатиками. Традиционные русские игрушечные солдатики изготовлялись из дерева и глины. Основным центром изготовления коммерческих деревянных игрушек в дореволюционной России был район города Сергиев Посад. Фигуры расписывалась темперой, масляными или эмалевыми красками.

Надо отметить, что у отечественных деревянных и глиняных фигурок особенности униформы передавались с “немецкой” точностью. Традиционные деревянные солдатики были довольно крупными, высотой не менее 10–15 сантиметров. Они поневоле изготовлялись довольно статичными и примитивными, но в тоже время были очень выразительными. Такие игрушки делали на протяжении практически всего XIX века, но уже в начале ХХ века они стали редкостью.


Изображение русских деревянных солдатиков.

В конце ХIХ века купцом Талаевым из города Дмитрова был организован массовый выпуск игрушек из паянной жести. Среди многочисленных изделий его фирмы есть пожарный обоз и военный лагерь, а также фигурки конных и пеших воинов. Солдатики выполнены в масштабе, близком к 1:30, они изготовлены из двух половинок, выштампованных из тонкой луженой жести. Оружие и подставка изготовлены из более толстой жести и припаяны отдельно.

Кроме деревянных и жестяных игрушек в конце ХIХ — в начале ХХ века очень распространены были бумажные солдатики, входившие в комплект настольно-печатных игр. Изготовлялись они офсетным способом и выгодно отличались от остальных образцов игрушек своей дешевизной. Так в первой половине ХIХ века в Санкт-Петербурге были выпущена игра «Осада крепости» (1844). Это была разновидность шашечной игры, которая ведется между двумя игроками на разграфленном поле особой конфигурации. В последней трети XIX века появилась тенденция выпускать «осады» с названиями конкретных военных кампаний («Осада Москвы», «Осада Плевны», «Шипка» ), но на правилах игр это никак не сказывалось.


"Взятие крепости" — новая игра (1855).

Помимо простых игр, были в России и более серьезные. Так в конце XVII века в Россию были привезены правила военной игры шашечного типа Иоахима Людвига Хельвига. В русском обществе она получила восторженные оценки: «По воле игрока куклы движутся во все стороны; легкая и тяжелая конница, пехота, пушки, все идет своим порядком и чередом. Передразнивая подлинное военное дело, куклы переправляются через реки, болота, переходят горы, рубят, бьют, жгут и кто посметливее, тот того заводит впросак. Кукольная эта битва продолжается день, два, неделю и более».


Нюрнбергские миниатюры.

При императоре Николае I в России появилась немецкая штабная игра Кригшпиль. Офицеры русского Генштаба пытались усовершенствовать игру, приведя ее в соответствие с уставом русской армии и новыми боевыми реалиями. Также появлялись модификации и на морскую тематику.


Упаковка солдатиков в коробки.

Но из военных училищ вернемся к солдатикам. В XIX– начале XX веков российский рынок был затоварен дешевыми и очень качественными импортными немецкими фигурками (так называемыми нюрнбергскими миниатюрами). А раз были солдатики, значит с ними играли. Вот как описывает такую игру в солдатики граф Алексей Алексеевич Игнатьев: «Скоро появились и оловянные солдатики, изготовлявшиеся тогда в Германии с большим искусством. Они продавались коробочками по пятьдесят и сто фигур и точно изображали все европейские армии, в том числе и русскую гвардию. Постепенно совершенствуя «игру в солдатики», мы с братом довели ее до того, что, когда нам было десять — двенадцать лет, действовали уже с соблюдением некоторых законов тактики. У нас был большой стол, на котором мы из песка делали рельеф местности, отмечая леса — елочками, всякие преграды — краской. Войска передвигались по определенной мерке, конница с двойной скоростью, артиллерийский огонь мы вели по открытым целям на определенную мерку, и он давал двадцать пять процентов потерь и т.п.»


Игра 30-х годов.

Но своих «маленький войн» в России не случилось. После Великой Октябрьской революции, советская власть посчитала игру в солдатики и самих солдатиков буржуазным пережитком. Но в 30-е, потребовалось воспитывать подрастающее поколение в духе «защитников Родины». Солдатики снова были призваны в строй. Первым куратором производства фигурок был назначен нарком обороны К. Е. Ворошилов. Солдатиков изготавливали из алюминиевых сплавов. Они были лёгким и прочными и изображали солдат Красной Армии. К разработке военных игрушек часто привлекались военные специалисты, консультировавшие художников. Кроме того, многие военные сами не гнушались создавать эскизные проекты игрушечных солдатиков и боевой техники.


Игра 30-х годов.

Были и попытки моделирования военных действий при помощи солдатиков.

Вот о чём писал в журнале "Игрушка" в феврале 1939г комбриг Н. Левицкий, профессор кафедры военной истории Академии Генерального штаба РККА:

«Ряд постановлений партии и правительства не только указывают на необходимость изучения истории, но особо подчеркивает значение преподавания истории в живой, занимательной форме. Исторические события и характеристика исторических деталей должны преподноситься детям в живых образах, с сохранением своеобразия изучаемой эпохи.

Большую помощь в этом отношении могут оказать настольные игры. Военно-исторические игры увлекают детей сочетанием исторической и военной тематики интересной для ребят всех возрастов. Разумно составленная настольная игра может дать ребенку первое представление о топографической карте, понятие о тактике в предшествующие эпохи, показать героическую борьбу нашего многонационального народа за свободу и независимость родины, познакомить с нашими великими полководцами. Но приходиться с сожалением отметить, что подобного рода игры пользуются у издательств наименьшим вниманием…»


А так предлагали играть в солдатиков в СССР.

Но в СССР ограничились только выпуском солдатиков. Какие-либо сопутствующие правила игры не выпускались и не планировались. Посчитали, что дети сами разберутся, что с фигурками делать. К сожалению, кроме того, как расстреливать солдат с расстояния камешками и гвоздями, дети ничего путного придумать не могли.

Но не все было так плохо. Выходили настольные игры на военную тематику. Основными темами таких настолок были противостояние молодой Советской республики и ее идеологических противников, таких как белогвардейцы и злобные мировые империалисты. Ближе к 40-м в качестве противников выступали уже некие «фашисты».


Настольно-печатная игра "Сражение", 1971г.

Выпускались подобные настолки и после войны. Но качество их оставляло желать лучшего: ужасная полиграфия, фишкоподобные солдаты и модели техники, очень простые правила (в большинстве случаев повторяющих игру «Стратего»), рассчитанные на детей и не интересные для взрослых.


Советский "варгейм" 70-х-80-х годов. 

Часть 2

Первыми (и единственными) советскими правилами игры в солдатики была книга Олега Орлова и Рюрика Попова «Кораблики и солдатики», вышедшая в 1988 году. Книга включала в себя правила для «Игры в кораблики» и «Сухопутную баталию». Данная книга была рассчитана на детей, поэтому требовать от правил какой-то серьёзности не приходилось. Игра в солдатики была очень проста: передвижения совершались при помощи мерки (меркой могла быть палочка или спичка), для стрельбы к солдату прикладывалась трубочка, в который вкладывался гвоздик, посылаемый щелчком пальца в неприятеля — упавший солдатик считался убитым; для рукопашной использовались кубики – кто выбросил больше тот и победил. Также книга включала в себя инструкцию по изготовлению плоских оловянных миниатюр.


Обложка книги правил "Кораблики и Солдатики".

Но вышла книга безнадежно поздно. Игра была схожа с правилами Герберта Уэльса, выпущенными в 1914 году. Напомним, что на «загнивающем Западе» в 88-ом уже существовал «Warhammer».


Рисованное изображение битвы Рюрика Попова.

В конце 80-х в России начали появляться первые варгеймерские клубы, организованные любителями военной истории, где играли пластилиновыми и проволочными солдатиками, но постепенно начали переходить на оловянные нюрнбергские миниатюры. Правила были в основном самодельные, но попадались и переводные. Изначально варгейм имел историческую направленность, но в начале 90-х появились первые фигурки 28мм и миниатюры из вселенной «Warhammer».


Коробка игры "Полководец".

В 90-е вышла настольная стратегическая игра «Полководец», в которой игроку предлагалось побыть участником наполеоновских войн. В игре было три армии: русская, французская и австрийская, с разными типами войск: легкая пехота, тяжелая пехота, разные виды кавалерии, артиллерия. В игре не было кубика, а бой решался по шахматному принципу. В игре учитывалась местность, так в лесах и горах могли оперировать только представители легкой пехоты или кавалерии. В "Полководце" была возможность формировать свою армию на каждое сражение. Но игра, как правило, допиливалась игроками: исход боя определялся кубиком, а у войск появлялись модификаторы.


Набор для игры "Битвы Fantasy".

В то же время начала заполняться и свободная ниша игр в солдатики. Первыми это сделала компания «Технолог», со своей игровой средой "Битвы Fantasy". Игра представляла из себя сражения в фантастическом мире различных существ, среди которых были гоблины, рыцари, скелеты, пираты и прочие. Сами правила были незамысловатым варгеймом с реальной стрельбой и предназначались для детей. Позже компания начала выпускать такие игры как «Старсис», «Робогир», «З.О.Д.», «Астроник» и т.д. Игры от «Технолога» так и остались «детской забавой». Это был не самоценный варгейм, а правила шли как дополнение к фигуркам.


"Кольцо Власти" от "Звезды".

Но, наверное, подъём варгеймов начался в 2000-х, когда компания «Звезда» выпустила первый исторический варгейм «Эпоха Битв», а позже фэнтезийную «Кольцо власти».


"Эпоха битв", первая редакция.

«Эпоха битв» — околоисторический варгейм с фигурками в масштабе 1/72. Механика игры во многом заимствована у «Warhammer Ancient Battles». Детская направленность игры быстро отбивала интерес у опытных варгеймеров. В адрес разработчиков направлялись гневные письма с просьбой сделать игру более историчной. В результате было выпущено 4-и редакции этой игры, но, к сожалению, это не прибавило ей популярности и система закрылась.

«Кольцо Власти» — представлял из себя фэнтезюшный варгейм 28мм миниатюрами. Разработчики планировали его как более дешевый аналог «Warhammer FB». Но несмотря на некоторую популярность игры, система начала затухать и на данный момент является закрытым проектом.


Миниатюрки "Звёздного десанта"

Ещё один варгейм, уже в жанре научной фантастики от ООО «Звезда», «Звёздный десант», тоже не нашёл своих фанатов. В основном это связано с не очень хорошим качеством миниатюр и большим запаздыванием выхода новых.


Стенд с игрой "Звёздный десант".

Но рассказывая о варгеймах в 2000-х, не можем пройти мимо еще одного проекта – «Art of Tactics (AoT)». «АоТ» появилась из попытки революционной переделки "Эпохи Битв" Алексеем Калининым, в его бытность руководителем игрового отдела «Звезды» . Предложенную редакцию Константин Кривенко (директор «Звезды») забраковал и Алексей начал делать свою систему. Изначально это был проект на фэнтези тематику для фирмы «Magister Militum», которая хотела сделать свой «Warhammer». Но что-то не заладилось: было выпущено два десятка фигур и проект утонул. А «АоТ» стал историческим варгеймом и распространялся бесплатно. Самой главной бедой проекта было то, что каждая новая редакция была практически новой игрой. Но, не смотря на все неурядицы «АоТ» жив до сих пор и имеет свое маленькое комьюнити.


Так могли выглядеть фигурки для Magister Militum.


Процесс игры в "Art of Tactics" 

Как мы видим, в 2000-е был сделан большой прорыв в российском варгейме. И во многом благодаря директору ООО «Звезда» Константину Кривенко и директору ООО «Технолог» Дмитрию Осятинскому . Это два увлеченных энтузиаста, очень много сделавших для появления и развития настольно-стратегических игр в России и на территории СНГ. Сколько человек пришло в варгеймы через их игры – не сосчитать.

Статьи



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Российские издатели в трёх словах
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Внезапный заказ
    1. ilych
      25 Янв 2017 из 5:09 | #1

      великолепно!


    1. Трекбеков пока нет.