Интервью с разработчиками «Поселенцев»

Сегодня мы обсудим одну из новинок отечественного рынка настолок — игру Поселенцы. Основатели Империи, которую в начале октября выпустили Правильные игры. У нас в гостях авторы Поселенцев Алексей Калинин и Петр Тюленев

Ю.Т.: Петр, Алексей, приветствую! Про «Поселенцев» пока мало что известно, в Сети совсем немного информации, так что расскажите, пожалуйста, в двух словах, что это за игра и о чём?

П.Т.: «Поселенцы» — это довольно классическая семейная настолка: каждый игрок развивает своё государство с целью накопить как можно больше победных очков. С помощью квадратов местности игроки выстраивают производственные цепочки: взяли в озере воду, а на обрыве камень, получился золотой прииск, потом рядом с прииском и лугом построили таверну, а рядом уже можно храм Диониса возвести. Ну и на эту базовую механику накладываются жетоны, которые дают специальные действия: купить у противника недостающий ресурс, разорить чужой квадрат…

А.К.: Главная идея была в том, чтобы воспроизвести на столе ощущения от компьютерных Settlers. Отсюда цепочки производства, которые надо строить с учетом местоположения, поиск места под домик и т. д.

П.Т.: Вообще, мне кажется, что «географичность» — это то, что нам особенно удалось в «Поселенцах». Важно не просто производить где-то нужные ресурсы, но и размещать квадраты особым образом. Например, с помощью военного жетона можно разорить только территории на «дальней границе» соперника — следовательно, надо класть важные квадраты поближе к себе. Или телеги, которые «возят» ресурсы между территориями — из двух-трёх таких жетонов можно выстраивать настоящие линии снабжения.

Ю.Т.: Петр, насколько я знаю, твоё имя ещё ни разу не появлялось на коробках с настольными играми. Получается, ты начинающий автор? 

П.Т.: Видимо, тебе просто не попадались мои предыдущие игры 🙂 Когда я работал в «Игрологии», мы с Тимофеем Бокарёвым делали пару настолок по заказу одного телевизионного холдинга: «Мисс Русская ночь» и «Боец», они даже на BGG есть. Так что «Поселенцы» — уже третья моя изданная игра. Плюс у меня довольно большой опыт «доведения» чужих проектов, полученный как в «Игрологии», так и в «Мире Хобби». Собственно, во время такой работы и начался наш нынешний виток сотрудничества с Алексеем.

Ю.Т.: Алексей, ты же игродел со стажем, помню, в середине нулевых выходила твоя «Фруктовая страна», а потом была работа над военными играми. Как далось возвращение в тему сельского хозяйства?

А.К.: Хм, странно, что ты вспомнил «Фруктовую страну». Обычно вспоминают «Князей» как бестселлер тех времён (впрочем, они тебе никогда не нравились) и «Ночной дозор» как ужасный провал (который ты, кстати, оценил — один из немногих). А «Фруктовую страну», которую я считаю действительно удачной игрой, мало кто заметил. Но я бы не сказал, что это игра про сельское хозяйство. Это стратегия, одна из моих любимых.

Ю.Т.: В названии и оформлении коробки угадывается отсылка к компьютерным Settlers. Так ли это? Повлияла ли компьютерная игра на разработку «Поселенцев»? Откуда вообще родилась идея игры?

А.К.: Да-да, идея и родилась из стремления воспроизвести на столе сеттинг и ощущения от игрового процесса компьютерных «Поселенцев».

П.Т.: Когда Алексей поделился со мной базовой идеей игры, я сразу вспомнил «Крафтеров»: там тоже в основе механики лежит превращение одного ресурса в другой. Но постфактум, когда игра была уже готова и принята к изданию, я понял, что она даже ближе к «Зельеварению». А вот в Settlers мне не доводилось играть — всё больше в «Цивилизацию» да Age of Empires.

Ю.Т.: Как именно шла работа в тандеме? Было ли какое-нибудь распределение ролей, например, правила пишет Петр, а механику придумывает Алексей? Как принимались ключевые решения? 

А.К.: Была моя первоначальная идея, от которой мало что осталось. Потом мы встречались несколько раз, тестировали, обсуждали. Сейчас это такой клубок, в котором невозможно отличить, где чьи мысли. Одно могу сказать, Петр вложил в игру намного больше труда, чем я. Наверное, поэтому и не хочет со мной следующую игру делать 🙂

П.Т.: Как сказал один герой одного сериала, давай не будем спешить, я не хочу проснуться беременным 🙂 Идея игры принадлежит Алексею, я занимался проработкой и делал прототипы, мы пробовали разные варианты, придумывали, как исправить их недостатки. Вся редакторская работа: написать правила, вычитать вёрстку, посмотреть цветопробы — тоже легла на меня. Алексей полностью взял на себя оформление и формальные вопросы, в которых я не силён.

Ю.Т.: С моей точки зрения, оформление «Поселенцев» — одно из лучших среди ассортимента «Правильных игр». Расскажите, кто поработал над графикой? Как выбирался стиль? Были ли отметены какие-то варианты на стадии прототипа?

А.К.: У меня большой опыт издания и настольных игр, и компьютерных — как продюсера и проект-менеджера. Может быть, ты помнишь, в «АСТ» в своё время тоже резко улучшилось оформление. И у «Звезды». Стиль и художника подбирал я. Он сразу понравился издателям, а у Петра, кажется, до сих пор вызывает сомнения.

П.Т.: Я изначально представлял эту игру в средневековом сеттинге, с оформлением под «Каркассон», но сейчас даже рад, что её решили переместить в античность. С монитора иллюстрации мне действительно не очень нравились, но теперь, подержав в руках печатную версию игры, я могу сказать, что оформление действительно неплохое. Возможно, стоило бы ещё немного поработать над символами, но это уже оставим до второго тиража.

Ю.Т.: Долго ли шла работа над игрой? Можете ли выделить в истории разработки «Поселенцев» какие-то ключевые этапы? Кто участвовал в тестировании игры?

П.Т.: Алексей прислал мне свои наработки 22 февраля, а потом почти месяц напоминал, что надо бы уже что-нибудь сделать 🙂 21 марта был готов первый прототип (разумеется, неиграбельный), а 5 апреля «Правильные игры» сказали, что берутся за издание. Потом летом было довольно много работы с графикой, правилами, вёрсткой, английской версией — мы не могли остаться в стороне от всего этого.

А.К.: На самом деле, реально работы — два раза по три недели. Петр очень быстро работает, когда у него есть время. Насколько я помню, было три основные редакции, которые всё упрощались и упрощались. В первой тайлы сдавались на руки. Во второй была не устроившая нас система выхода новых тайлов. Ну и по мелочи баланс отлаживали.

П.Т.: В тестировании участвовало порядка десяти человек, в основном родственники, друзья и знакомые. Поскольку баланс заложен внутренней симметрией, в основном тестировался собственно игровой процесс. Когда люди после первой партии стали предлагать сыграть ещё разок, поняли, что пора нести игру к издателю.

Ю.Т.: Как у «Поселенцев» появился издатель? Кому показывали прототип? Почему, по-вашему, за издание игры взялись именно «Правильные игры»? 

А.К.: Показывали Николаю Пегасову из «Мира Хобби», ему игра совершенно не понравилась. Тогда стали общаться с командой «Правильных игр». Почему взялись — тому много причин. И игра хороша, и мы с ними давно собирались посотрудничать.

П.Т.: На мой взгляд, игра оказалась в духе того, что обычно выпускают «Правильные игры». Простая механика, для широкой аудитории, небольшая продолжительность партии. Довольно ненапряжный и классический формат, с которым они умеют и любят работать. А «Мир Хобби», как мне кажется, сейчас больше стремится найти какие-то прорывные игры, на уровне «Доминиона» или 7 Wonders.

Ю.Т.: Лично мне по итогам одной-единственной тестовой игры показалось, что игровой процесс «Поселенцев» тяготеет к пасьянсу, когда каждый игрок занимается своими делами, практически не обращая внимания на соперников. Так ли это? Если да, хорошо это, по-вашему, или плохо?

П.Т.: Лично я не вижу ничего плохого в таких играх, и в «Поселенцах» действительно есть черты «пасьянсов», но вместе с тем надо признать, что игра даёт участникам возможности для взаимодействия. Если игроки следят за действиями соперников, они могут нарушать их планы, как с помощью жетонов, так и манипулируя с доступными квадратами. Конечно, тут нет прямого конфликта. И конечно, никто не заставляет игроков активно выступать друг против друга. Каждый играет в таком стиле, в котором хочет. В общем и целом градус взаимодействия тут примерно на среднем уровне семейного евро.

А.К.: Немного тяготеет, как и многие экономические игры. Но за счёт того, что доступные тайлы открыты, можно крепко рубить противника, если хорошо просчитываешь ходы и понимаешь, к чему он идет и как. Тут получается как в «Колонизаторах»: можно играть в пасьянс, а можно придерживаться агрессивной стратегии. Ну и да, честно говоря, пасьянс не очень пугает. Это законный тип игр в семье, с девочками.

Ю.Т.: Бывает, смотришь на какую-нибудь игру и понимаешь, что вот она — явно мужская. Или, например, какая-то игра явно лучше пойдёт у девчонок. Есть ли гендерные предпочтения у аудитории «Поселенцев»? Как, по-вашему, есть в игре элементы, которые будут больше интересны игрокам мужского пола? А женского?

А.К.: Я бы не сказал, что в игре есть какие-то специфически «мальчиковые» или «девочковые» элементы. «Поселенцы» — это классическая семейная евроигра для широкой аудитории.

Ю.Т.: Будет ли релиз мультиязычным или только на русском языке? Успеет ли игра выйти до Эссена? Повезёте ли её на выставку «Spiel»?

П.Т.: Игра полностью готова, продажи начнутся не сегодня завтра, если уже не начались. На коробке есть английское название и аннотации на главных европейских языках — прямо в таком виде игра поедет в Эссен. Разумеется, в «российскую» часть тиража вложены правила на русском языке, а на выставку мы возьмём с собой переведённые буклеты, как минимум английский и немецкий. В остальном игра языконезависима. «Поселенцы» станут одной из главных новинок «Правильных игр» на Spiel, я лично буду показывать её на нашем стенде.

Ю.Т.: Каковы ваши дальнейшие творческие планы? Ожидается ли появление новых игр от дуэта «Тюленев & Калинин»?

А.К.: Мне бы очень хотелось сделать с Петром следующую игру, что-то типа второй в серии «Князей» — «Фавориты», про интриги и дворцовые перевороты России XVIII века. На совершенно другой механике, чем «Князья», конечно.

П.Т.: Думаю, скоро начнём. Ну и разумеется, надо будет сделать классную игру про космос — без неё в России никто не может считаться состоявшимся разработчиком настольных игр.

Интервью, Поселенцы. Основатели Империи



Похожие записи
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Жизнь и смерть «ЮНСИ»
  • Собственный сайт канала «Два в кубе»
  • Рецензия на игру «Колонизаторы Junior»
    1. Mazz_O
      10 Окт 2013 из 9:57 | #1

      Я очень рад, что Алексей окончательно не выбыл из настолок в компьютерные игры. Из нашего личного знакомства я понял, что для Алексея самым страшным является последующая доработка игр, требующая просто огромную тучу человеческих ресурсов, чего зачастую просто нет. А вот в паре с Петром (который, кмк, и взял на себя всю рутину) есть шанс на появление хороших отечественных проектов.


      Игры каждого из этих авторов нашли своё место под солнцем на нашем столе (я говорю про Князей, которых до сих пор достаём, и про Бойца).


      Жду доработанных до современных стандартов Князей-2 и Петлю Ориона (да и вообще буду следить за всеми их проектами).


    2. vladdrak
      10 Окт 2013 из 13:19 | #2


      Mazz_O :

      Жду доработанных до современных стандартов Князей-2 и Петлю Ориона (да и вообще буду следить за всеми их проектами).


      Петлю Ориона вроде как хотели Статус Белли выпускать. Но не дожили.


    3. hk
      10 Окт 2013 из 19:42 | #3

      @Mazz_O


      @vladdrak


      Петля Ориона, насколько я понимаю, так никогда и не была доработана. Судьба проекта под большим вопросом.


    4. Nelud
      11 Окт 2013 из 9:01 | #4

      Да, Алексею как раз этого и не хватало. Чтобы кто-то взял его отличные идеи и довёл их до ума. Надеюсь у Петра это получилось.


    5. Mazz_O
      11 Окт 2013 из 10:02 | #5

      @Nelud

      Небольшой спойлер — получилось (опробовал вчера).


    6. Nelud
      11 Окт 2013 из 12:26 | #6

      @Mazz_O

      Не говори «гоп», пока не сыграешь с десяток партий 🙂


    7. hk
      11 Окт 2013 из 23:52 | #7


      Mazz_O :



      @Nelud

      Небольшой спойлер – получилось (опробовал вчера).





      Я пробовало на Игроконе. Не впечатлился.


    8. Archy
      12 Окт 2013 из 15:19 | #8

      Оформление мне кажется очень симпатичным.

      А вообще, евро — не мое…


      Тем не менее, поздравляю Алексея с возвращением в мир настолок!


    9. Mazz_O
      12 Окт 2013 из 21:13 | #9


      hk :



      Mazz_O :


      @Nelud

      Небольшой спойлер – получилось (опробовал вчера).



      Я пробовало на Игроконе. Не впечатлился.


      а я видать проникся идеей авторов. и не только я, а и сидящие за одним столом со мной.


    1. Трекбеков пока нет.