Интервью с питерским разработчиком Юрием Гуриным

Примерно полгода назад я списался с Юрием Гуриным, любителем настольных игр из Санкт-Петербурга, который рассказал о том, что использует настольные игры в качестве образовательных пособий в школе и самостоятельно пытается наладить контакты с питерскими издательствами и выпускать свои настольные наработки. 

Ю.Т.: Юрий, добрый день! Благодарю, что согласились побеседовать!

Ю.Г.: Здравствуйте, Юрий! Рад общению со специалистом и подвижником настольного игрового жанра.

Ю.Т.: Вначале традиционно расскажите немного о себе. Кто Вы и откуда? Где работаете, чем занимаетесь, чем увлекаетесь?

Ю.Г.:  Я родился и живу в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Потрудился на разных поприщах, технических и гуманитарных. Сегодня основные направления моей работы – это изучение и создание инновационных способов обучения, разработка игр, написание статей и книг для детей и взрослых, преподавание ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Игры придумываю всякие — подвижные, общешкольные, дидактические, тренинговые и т.д.

Ю.Т.: ТРИЗ – это отлично! В своё время у нас её тоже преподавали. Используете ли вы теорию решения изобретательских задач в создании своих игр?

Ю.Г.: Не без того. Например, в тех случаях, когда что-то в механизме игры не стыкуется, ищу обходные пути. Ну и системный подход к решению проблем, который вырабатывается после занятий ТРИЗ, тоже помогает.

Ю.Т.: Как познакомились с настолками? Давно ли обитаете в мире настольных игр?

Ю.Г.: Придумывать игры я любил всегда, а профессионально занимаюсь разработкой где-то с 1990 года. В то время я познакомился с интересным специалистом в области настольных игр, которого звали Юрий Павлович Филатов. Стал помогать ему внедрять разработки в производство и как-то сходу придумал несколько своих игр. В итоге были выпущены и игры Юрия Павловича,  и мои. В частности –  «Красное и черное» (Ю. Филатова), «Таинственные буквы» (моя).  Впрочем, эти названия ничего не скажут современным любителям настольных игр. Игры были выпущены большими тиражами, сделаны предельно  дешево, можно сказать, примитивно, но с оригинальной игровой механикой. Затем начались «веселые» перестроечные годы, я стал больше заниматься преподаванием, а чуть позже начал писать книги. В том числе стал автором сборников, посвященных описаниям игр разного жанра. Самым значительным «трудом» этого направления стала «Большая книга игр и развлечений», эта книга написана в соавторстве с Ольгой Жаковой.

Ю.Т.: Филатов? Должен признаться, что никогда не слышал этого имени. Нашёл в сети упоминание о Юрие Павловиче Филатове, которого называют «отцом русского Го». Похоже, это он?

Ю.Г.: Да, в свое время Юрий Павлович много сделал для популяризации этой игры в Ленинграде. Это был оригинальный мыслитель, проявивший себя в разных сферах, в частности, изучал и придумывал игры. По большей части – логические. 

Ю.Т.: Вы упомянули о «Большой книге игр и развлечений». Рассказывается ли в ней о настольных играх? Если да, какие игры упоминаются? В каком ключе преподносятся?

Ю.Г.: Книга была написана в конце 90-х годов, среди прочих, там есть и раздел, посвященный настольным играм. Игры там собраны простые, для многих нужно обычное шахматное поле. Если поле оригинальное, то его изображение есть прямо в книге, на странице или на развороте. В основном описаны простые по комплектации игры. По содержанию – логика, внимание и память, игры со словами. Есть несколько моих игр, например, настольный вариант известной подвижной игры «Казаки-разбойники». 

Ю.Т.: Играете ли Вы в современные настольные игры? Знакомы с «Колонизаторами», «Каркассоном», «Доминионом», «Агриколой»?

Ю.Г.: С играми знаком, но играть предпочитаю в игры попроще, а еще лучше для меня – поиграть во что-то свое. 

Ю.Т.: Юрий, почему «в игры попроще»? Например, тот же «Каркассон», на мой взгляд, весьма прост. Да и «Доминион» не так уж и сложен. 

Ю.Г.: Согласен. Правильнее сказать не попроще, а побыстрее. Дело в том, что сегодня мне в основном удается играть в игры, продолжительность которых не превышает 20-30 минут. Если, конечно, не сижу над новой разработкой. Люблю, например, рендзю. Но уж если есть время, хорошая компания и игра тоже качественная, то могу играть практически во все. Правда, внутренний критик по ходу дела включается, начинаю изучать игру, оцениваю плюсы и минусы. Интересно знакомить с играми школьников. Тут именно нужно сосредоточиться на самых сильных сторонах игры, чтобы и ребятам стало интересно в нее  поиграть. 

Ю.Т.: Есть ли у Вас любимые игрушки среди современных настолок? Что-нибудь из того, что выпущено за последние 5-10 лет? 

Ю.Г.: Явных фаворитов нет, но симпатичны многие. Назову, например, Диксит, Скотланд Ярд и Каркассон. 

Ю.Т.: Насколько я понимаю, настольные игры для Вас в первую очередь – это инструмент обучения. Если да, то как Вы пришли к такой мысли? 

Ю.Г.: Это не совсем так. На мой взгляд, игры вообще, в том числе и настольные, это замечательный и приятный способ познания себя, других, окружающего мира. Если позволить себе пофилософствовать, игра – это еще и одна из форм проявления человеческой свободы. А поскольку для детей такой способ познания является  естественным, в игровые конструкции можно аккуратно добавлять блоки с обучающей начинкой. 

Ю.Т.: Не могли бы Вы пояснить, что Вы подразумеваете, говоря, что игры – это способ познания себя. Например, для многих настольные игры – это карты, домино и шахматы. Можно ли познать себя через такие игры и как это сделать?

Ю.Г.: Думаю, можно. И тут есть несколько аспектов. Во-первых, игра, это деятельность, которую человек выбирает добровольно.  То есть уже на этапе выбора игры себя проявляешь и можно задуматься, почему нравится одно и не нравится другое. В ходе игры выбираешь определенную тактику, линию поведения. А партнеры и соперники играют иначе. Почему? Есть и эмоциональные проявления, реакция на удачи и промахи. И при этом не так важно, сложная игра или простая, важнее увлеченность процессом. В игре человек раскрывается больше, чем в повседневных своих делах. Смотри, думай, анализируй, и узнаешь что-то и о себе и о других.

Ю.Т.: У Вас своеобразный взгляд на игры. Как насчёт просто хорошего времяпрепровождения? Настольные игры – это, ведь, не обязательно философствование или самообразование?

Ю.Г.: Желание хорошо провести время и побуждает к игре. Все остальное прилагается бесплатно. И каждый берет то, что считает нужным. Потому что каждый по-своему определяет, что именно для него хорошо. Отсюда и такое разнообразие игр. Думаю, что в советское время самой популярной настолкой было домино. Миллионы людей «забивали козла» в обеденный перерыв и после работы. И чувствовали себя при этом весьма комфортно. Логику и память, кстати, тоже развивали. Но лучшая иллюстрация мысли о «бесплатном» развивающем потенциале игр – детские игры. С каким удовольствием дети играют, например, в подвижные игры. Но и положительный эффект таких игр трудно переоценить. Когда-то каждый двор был фактически спортивной школой… 

Ю.Т.: Известно, что игровая форма достаточно эффективна при обучении. Но почему именно настольные игры? Возможны ли какие-нибудь альтернативные игровые-обучающие формы, помимо настольных игр?

Ю.Г.: Конечно, возможны. Отвечая на предыдущие вопросы я говорил о всех игровых жанрах, а не только о настольных играх.  Кстати сказать, теме использования игровых форм в обучении школьников, в том числе непосредственно во время урока, посвящена моя книга «Урок + игра», где приведены более 100 примеров игр и игровых приемов, многие из которых являются трансформациями классических игр. 

Ю.Т.: На этих уроках использовались настольные игры? Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее? Может быть, приведёте какой-то конкретный пример?

Ю.Г.: С удовольствием рассказал бы, в этой книге описываются не настольные игры, а игры, скажем так, для компании, причем «компанией» является класс или группа учеников. Все игры там делятся на 3 группы – игры, которые помогают усвоить новый материал; игры, которые помогают запомнить, закрепить некие знания, а также проверить качество их запоминания и закрепления и, наконец, игры, которые корректируют физическое и психологическое состояние учеников. 

Ю.Т.: Обучающая игра – что это? Каким критериям она должна соответствовать? Можно ли назвать современные популярные настольные игры – обучающими? Или же есть просто настольные игры, а есть – исключительно обучающие настольные игры?

Ю.Г.: Для меня тут все просто – если в ходе игры усваиваешь информацию или овладеваешь навыками, входящими в какую-либо программу обучения (даже в ту, которую человек сам для себя придумал) – значит, игра обучающая. С этой точки зрения современные хиты, это, скорее, игры развивающие. Обучающими они являются в той мере, в какой связаны с реальными программами обучения.

Ю.Т.: Юрий, боюсь, обучающие игры о которых Вы говорите, совершенно незнакомы любителям настольных игр. Давайте попробуем нащупать какие-нибудь точки соприкосновения. Например, пробовали ли Вы использовать в качестве обучающих что-нибудь  из современных игр, доступных на российском рынке? 

Ю.Г.: В продаже есть обучающие игры, в основном это викторины или что-то вроде обучающего домино. У них общая проблема – недостаточность игрового компонента. То есть информации в игре может быть много, но вот способ игры с ней предлагается незамысловатый. Честно сказать, найти золотую середину в этом деле непросто. Игра не должна превращаться в учебное пособие. Сейчас активно работаю над парой – тройкой интересных проектов, если все получится (а на стадии разработки пока получается), обязательно познакомлю Вас с результатами.

Ю.Т.: Стоит ли делить игры на обучающие и развивающие? Можно ли сказать, что какая-то группа более полезна, а какая-то – менее? Как, вообще, оценить ценность о знакомства игрока с обучающей или развивающей игрой?

Ю.Г.: Деления эти весьма условны и важны они в основном для взрослых – родителей, педагогов, но не для детей. Для последних важно лишь, чтобы игра была интересной. Если при этом игра еще и помогает проявиться каким-то важным качествам или усвоить полезную информацию, тогда и появляется повод и желание «наградить» ее эпитетами «развивающая» или «обучающая». Тут как с чтением. По-моему, Карамзин в свое время говорил о том, что полезной может быть всякая книга и текст, который одному покажется примитивным, другого заставит пошевелить мозгами. Если перейти к играм, то понятно, что любая подвижная игра развивает физические кондиции играющих, а интеллектуальная игра развивает интеллект. Но вот есть, к примеру, всем известная карточная игра «Пьяница». Или «Русское лото». Для большинства это всего лишь развлечение, игра в «повезет — не повезет». Но если в них играют маленькие дети, тогда можно говорить о развитии логического мышления, внимания, об изучении чисел, наконец. То есть и о развитии, и даже об обучении.

Ю.Т.: Чему может научить настольная игра? 

Ю.Г.: Слово «научить», согласитесь, имеет более общее значение, чем слово «обучить». Тут появляются разные, в том числе и социальные смыслы. Например, можно научить согласовывать свои желания и поступки с желаниями и действиями других игроков. Я с удивлением увидел, что современные первоклассники не умеют договариваться о том, кто будет ходить первым, кому какая фишка достанется и так далее. И вот, играя, не важно даже во что, они, в том числе,  научаются и этому. Почти все игры учат быть внимательным, учат планировать свои действия, учат понимать намерения партнеров, в общем, много чему учат. Но если при этом в игру «вложены», скажем, некие исторические, географические, математические, грамматические  или иные реалии, игроки их тоже освоят, то есть научатся чему-то в смысле образования. 

Ю.Т.: Обучение через настольные игры – это только для детей? Могут ли посредством настолок чему-нибудь обучиться взрослые?

Ю.Г.: Конечно, взрослые тоже учатся. Возрастных ограничений тут нет. Как говорится, век живи – век учись.

Ю.Т.: Насколько важен аспект обучения для взрослой аудитории?

Ю.Г.: Тут дело в мотивации. Если нужно что-то выучить и можно сделать это в процессе игры, то взрослые охотно это делают. Обычно такие игры называют деловыми. Опять же важен баланс между условной зубрежкой и игровой механикой. Первая не должна ломать вторую.

Ю.Т.: Расскажите о своей деятельности по обучению через настольные игры? Чего Вам удалось достичь в этом направлении?

Ю.Г.: Игр, которые были выпущены и которые без натяжки можно назвать обучающими, у меня несколько. Среди них – «географические бродилки» «Африка» и «Прогулка по Петербургу». Играя в эти игры, дети, во-первых, много узнают об «объектах изучения» (это, соответственно, африканский материк и Северная столица), а главное – переживают ощущение того, что знания могут быть полезными, а процесс их получения – увлекательным и приятным. С этим ощущением учиться им будет легче.

Ю.Т.: Может быть это и неправильно, но у меня сформировалась устойчивая ассоциация с бродилками как отголоском «старины», и в моих глазах они не могут конкурировать с современными настольными играми, основанными на более развитых и интересных механиках. Используете ли Вы в своих разработках опыт сегодняшних разработчиков?

Ю.Г.: А как же. Стараюсь быть в курсе.  Однако архаичные бродилки, это тоже работающая механика. А то, что простая, то, опять же, для маленьких детей, это плюс.  Тут я бы не стал говорить о конкуренции, скорее об одновременном существовании разных игровых технологий. Можно с музыкой сравнить. Есть модные течения современности, есть классика, есть фольклор. И у каждого направления есть свои поклонники.

Ю.Т.: Сотрудничаете ли Вы с какими-нибудь организациями? С отечественными игровыми издательствами?

Ю.Г.: Сегодня, в основном,  сотрудничаю со школами и книжными издательствами. И те, и другие проявляют серьезный интерес к игровой теме, есть перспектива дальнейшей работы, в том числе и перспектива издания игр. 

Ю.Т.: Юрий, кажется я понял в чём дело! У меня сформировалось устойчивое представление о том, что в современные настольные игры с удовольствием играют взрослые. Вы же, по всей видимости, рассматриваете настольные игры как обучающий инструмент, направленный преимущественно на детей. Из-за этого получается, что мы говорим немного на разных языках. Хотелось бы всё же найти в этих сферах что-то общее. Может быть, какую-нибудь обучающую игру, одинаково интересную для детей и взрослых. Или что-то ещё… Есть у Вас какие-нибудь идеи по этому поводу?

Ю.Г.: Вот как раз над этим я и ломаю голову. Загадывать не буду, но хочу сделать игры интересные и детям, и родителям. По крайней мере, по содержанию. Это от меня, как от разработчика, в основном, зависит. Что получится с картинками и материальным воплощением – посмотрим…

Ю.Т.: Юрий, благодарю за интервью! Желаю Вам успехов и надеюсь в обозримом будущем как-нибудь сыграть в одну из Ваших обучающих игр. Желательно такую, которая может чему-нибудь научить не только детей 🙂

Интервью



Похожие записи
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Расписание ближайших игротек
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
    1. DedoK
      08 Окт 2012 из 8:20 | #1

      игры в первую очередь должны учить детей логике или социальному поведению, а не способом загнать информацию.


    2. Slim Slam Snaga
      08 Окт 2012 из 10:06 | #2

      Кто это? Судя по интервью, человек живет в своем вакууме и мало себе представляет современные игры


    3. Som
      08 Окт 2012 из 17:10 | #3

      По-моему разговор был на разных языках.


    4. Александр
      08 Окт 2012 из 21:16 | #4

      Ну как же, Каркассон и Диксит… Активити забыл чувак. Что на слуху, то и выдал. В общем, мужик в своем мире.


    5. DedoK
      08 Окт 2012 из 21:49 | #5

      всё равно подобные статьи читать интереснее нежели чем очередной обзор компонентов.


    6. Максим Истомин
      09 Окт 2012 из 20:55 | #6

      Что то как то совсем маргинально — вот только это и нашел http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B0_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)


    7. Максим Истомин
    1. Трекбеков пока нет.