Интервью с автором «Заражения»
Совсем недавно я узнал о существовании игры Заражение — украинской версии Zombie Plague, которая, как оказалось, основана на моих собственных правилах и модификациях для этой игры. Сегодня мы обсудим эту ситуацию с Дмитрием Ляшуком, автором Заражения.
Ю.Т.: Дмитрий, приветствую! Благодарю, что согласились побеседовать.
Д.Л.: Добрый день, Юрий. Спасибо и Вам за то, что с пониманием отнеслись к данной ситуации.
Ю.Т.: Для начала расскажите немного о себе. Кто Вы, откуда, чем занимаетесь? Как пришли в настольные игры?
Д.Л.: Я из Киева. Любительски занимался настольными играми с 1999 года. В 2006 году начал потихоньку заниматься играми на коммерческой основе, на данный момент являюсь исполнительным директором крупнейшей сети клубов-магазинов настольных игр в Украине «Dungeon».
Ю.Т.: Теперь перейдём к основному вопросу. Как родилось «Заражение»? Как говорили на Игросфере, «как у Вас появилась идея этой игры»?
Д.Л.: Не скрываю, что идея появилась после того как наша компания отыграла в Зомби Чуму, которая была скачана на БГГ, распечатали-сели играть. Было это летом 2006 года, сразу захотели внести какие-то поправки, ну и собственно понеслось. Так как на тот момент русских правил не было переводили все сами, придумывали некоторые игровые моменты. В конце 2006 года наткнулся на Ваш перевод правил и собственно Ваши правила. Понял, что есть много общего. На тот момент уже зарождалась идея выпустить ее как самостоятельную игру, но мысль о том, что в будущем возникнут проблемы скажу честно не приходила, так как хотелось просто донести эту замечательную игрушку до большего количества людей, а не получить с этого выгоду, как думают многие, моя основная работа приносит мне доход, а это скорее альтруизм (но как оказалось, даже такие побуждения могут вызывать у людей зависть). Кстати, роялти, я не получаю за «Заражение».
Ю.Т.: Когда у Вас появилась мысль издать игру? Сколько прошло времени от идеи до издания?
Д.Л.: Мысль не появилась, она скорее зародилась тогда, когда издательство «Ранок» начало искать материалы для своей библиотеки игр. На тот момент «Заражение» было отложено в долгий ящик, а тут такая возможность: издать игру, да еще на приличном оборудовании и сделать ее доступной для широких масс. Вот собственно это и послужило основным толчком.
Ю.Т.: Как строилась работа с издательством? Приняли ли у Вас разработку сразу или, например, предлагали ли что-то в ней менять?
Д.Л.: Очень много меняли…. к сожалению. Так как мощности не могли потянуть мои пожелания по игре (например, фигурки персонажей и зомби), поле сначала было прорисовано, но поняли, что сетку банально не вытягивает производство, и решили наложить ее просто сверху, поле так же было «Отрезано» по краям это хорошо видно и сейчас (одно место обыска как будто отрезано). Были нюансы по правилам. Их было 2 варианта один лежит в коробке, второй на Тесере. Всех переработок честно и не вспомню, потому как они шли нескончаемой чередой. Даже уже когда игра была напечатана, пришлось уменьшать колоду Зомби и вкладывать вкладыш с картами, которые должны быть в колоде.
Ю.Т.: Вообще, Вы создали «Заражение» самостоятельно или у Вас был заказ на какую-нибудь игру от издателя?
Д.Л.: Нет, абсолютно самостоятельно.
Ю.Т.: «Заражение» издано на русском языке, но выпущено и продаётся на украинском рынке. Почему игра издана не на украинском языке?
Д.Л.: Это сложный вопрос… если бы «Заражение» было выпущено на украинском, сократился бы рынок потребления.
Ю.Т.: Как «Заражение» было принято игроками? Насколько популярна оказалась игра?
Д.Л.: Несмотря на многие возгласы недовольных, игра довольно таки хорошо продается, причина в дизайне (хотя многим он не нравится, но некоторые от него просто балдеют). В цене 150 грн — это приблизительно 400-500 рублей. И в том что это игра на русском, не нужно лазить в Интернете, качать правила, искать переводы, или делать ПнП (так как качественное ПнП ЗЧ выйдет дороже).
Ю.Т.: Планируется ли издание или продажи «Заражения» в других странах, помимо Украины?
Д.Л.: Нет, это игрушка только для внутреннего рынка, на сколько я знаю.
Ю.Т.: Вы как-то упомянули, что «Заражение» — это смесь «Zombie Plague» и «Last Night on Earth». С виду она больше похожа на «Zombie Plague». А какие черты игра взяла от «LNOE»?
Д.Л.: С виду да. Но гексовая сетка дала больше тактики как в «LNOE», это раз, во вторых планировался выпуск допа, где идут карточки событий игроков (как ответ на Зомби колоду). Вообще скажу честно «Заражение» было всего-лишь верхом айсберга того проекта который был предоставлен издателю.
Ю.Т.: Дмитрий, извините, не понял отсылки к «Last Night on Earth». Там же поле – крошечное и расчерчено в клетку, а не на гексы, о какой тактике может идти речь?
Д.Л.:Если помните там есть большие клетки и маленькие,Гексы тут ни при чем.Гексы у меня,но тактики больше в LNOE чем в ZP.Так же планировалось выпустить счетчик ходов (в некоторых миссиях) и есть не только карты зомби,но и людей (чего не было выпущено в данной версии «Заражения»)+возможность атаки двумя руками.
Ю.Т.: Расскажите об отличиях правил «Заражения» от моей версии «Zombie Plague». Что это за изменения? Как они появились, как тестировались?
Д.Л.:В основном изменения коснулись :
— дизайна;
— поля;
-Изменение механики действий персонажей;
-Изменение механики действий зомби;
-Изменение показателей предметов и оружия;
-Изменение механики сетапа;
-Новые персонажи с новыми возможностями;
-Изменения механики боя.
Ю.Т.: Я заметил изменения в правилах действий зомби – 4 действий вместо 2-х. У людей, вроде бы, всё то же самое. Я что-то пропустил?
Д.Л.: У людей там разница в потраченных ОД и передвижении
Ю.Т.: Как изменилась механика боя? В правилах всё те же самые значения и результаты: убит, попадание в корпус, промазал, упс!…
Д.Л.: Атака голыми руками стала другой, поменялись значение некоторого оружия, Например тот же «калаш».
Ю.Т.: Сколько, вообще, времени ушло на тестирование игры? Много ли игроков привлекалось к тестовым партиям?
Д.Л.: В теперешнем варианте порядка 2-х лет. Была постоянная фокус-группа и были люди вообще далекие от настольных игр. Вот последняя группа и, скажем так, послужила основной ошибкой… ну будем учиться, исправлять ситуацию.
Ю.Т.: Расскажите подробнее, что там случилось с последней группой?
Д.Л.:Ну скажем так люди играли во все что принесешь и для них все было новое…нужно больше было тестировать на Гиках.
Ю.Т.: Как оказалось, правила «Заражения» практически дословно повторяют мои собственные правила для «Zombie Plague», с небольшими изменениями. Как так вышло?
Д.Л.: Дело в том, что Ваши правила оказался более литературно грамотно составлены, плюс то о чем я и говорил, что при первоначальном изменении был поражен схожестью Ваших и моих правил.
Ю.Т.: Хм, а как вы объясните, что в «Заражении» также оказались все придуманные мною карточки зомби-игрока? 🙂
Д.Л.:Ваш текст был более литературно грамотным, и скажем там максимально точным по объяснению. Так как он был в свободном распространении, я посчитал возможным его использование.
Ю.Т.: Имеются ли где-нибудь отсылки на авторство исходного текста правил и карточек?
Д.Л.: Нет, не имеются, в будущих партиях Я это исправлю. А вообще там много чего исправлять, если будет переиздание.
Ю.Т.: Указано ли на коробке или в правилах игры, что она основана на «Zombie Plague», распространяемой в интернете по принципу «распечатай-и-играй»?
Д.Л.: Нет, не указано.
Ю.Т.: Наверное, следующий вопрос вполне ожидаем. Почему нигде не было указано отсылок? Неужели Вы полагали, что никто никогда не узнает, что «Заражение» — это модификация «Zombie Plague», и в игре использован мой текст правил?
Д.Л.:В данном тираже было много не точностей и надеюсь их исправить в возможном следующем тираже (если он будет конечно же).
Ю.Т.: И ещё простой вопрос – почему нельзя было просто спросить разрешения на использование текста правил и карточек?
Д.Л.: Это моя ошибка, согласен. Прошу за это прощения.
Ю.Т.: Как считаете, напоминает ли ситуация с «Заражением» историю с «Haunted Village» или с игрой «Эй! Это моя рыба!»?
Д.Л.: Скорее с «Haunted Village», чем с Акулой. Да есть такое дело. Но, повторюсь, игрушка была рассчитана на внутренний рынок.
Ю.Т.: Представьте, что вы придумали модификацию для какой-нибудь игры, а потом её кто-нибудь бы взял и издал. Что бы вы почувствовали, когда узнали об этом? Как по-вашему, как стоит поступать в подобных ситуациях?
Д.Л.: Такое уже было))) Как я отнесся – Боже, если моя модификация действительно кому-то понравилась, Я бы был абсолютно счастлив. Если бы не указали имя, просто связался бы с автором и попросил бы указать в будущих тиражах. А так же авторский экземпляр в коллекцию. Если человек адекватный-то все спокойно решается, если же нет, ну, как говорится, он уже сам наказан своей неадекватностью.
Ю.Т.: Если не секрет, что именно у Вас «позаимствовали»? И как решилась та ситуация?
Д.Л.: Секрет. Не хочу ворошить старое…тем более ситуация решилась очень полюбовно. Я благодарен этим людям за то, что обратили внимание на меня и мой продукт.
Ю.Т.: Дмитрий, спасибо за интервью.
Похожие записи
так и хочется сказать «и-и-и ?»
Я же не писал, что Дима на белом коне в сверкающих доспехах пронесся по городам Украины, и в каждом городе лично заложил первый камень в строительство храма Настольных Игр.
Я не знаю каким образом образовалась сеть клубов, но она есть — это факт.
Я тут не выступаю защитником чести Димы 🙂 Я свое мнение о текущей ситуации высказал выше. Так что не надо со мной воевать, а то начнем сейчас здесь очередной срач 🙂
Просто не люблю привычку наших людей: если уж кто-то не понравился, то нужно облить грязью со всех сторон.
Как Дима добился объединения клубов в сеть, почему этого не сделал никто другой и нужна ли вообще кому-то эта сеть — это вопросы отдельные.
Но по факту он имеет полное право утверждать, что Dungeon — крупнейшая сеть клубов в Украине.
Это все, что я хотел сказать.
Авторские права имеют две главных составных:
1. комерчискую — т.е запрет на издательство без разрешения автора.
2. «родительскую» в открытом доступе — т.е издавай и модифицируй сколько угодно, но не забудь указать всех предыдущих авторов.
Тут речь идет о втором виде, поэтому он не так категоричен как первый. Правила и допы были в открытом доступе и все что требовалось от автора, это указать источник «вдохновения», чего он не сделал.
Надо было линейкой по лбу. Хотя как его наказать, игра то «для внутреннего рынка».
Сделано то, что сделано и это главное.! Человек извинился, извинения как я понимаю приняты, компромисс найден. Зачем плодить троллоло?