In the Year of the Dragon. Обзор игры

Михаил Парийчук представляет ещё один обзор настольной игры. На этот раз он рассказывает про Год дракона, игру со сложными правилами, но элегантными механиками, конфликтную, но привлекательную для взыскательного игрока. 

Позвольте небольшую метафору. Представьте огромную кухню ресторана. Вот стоит, склонившись над огромной кастрюлей, шеф-повар Розенберг. Он тщательно выбирает каждый стебель сельдерея, который попадет к нему в суп. Лицо его вдохновенно полно уверенности. В результате получатся сложные, питательные блюда, отрада для гурманов. Вот стоит мастер пикантных соусов Бауза. На его столе множество баночек с самыми экзотическими приправами со всего света. Он лично подобрал каждую из них и знает, в каком блюде будет уместен спокойный драфт, а в каком – острый дайсфест. А вот Штефан Фельд – он делает салаты. Всегда салаты. Иногда хорошие, иногда плохие, но всегда салаты. Салаты многие любят, но «Золотые Половники» на конкурсах за «оливье» не дают.

Такова действительность. Игры Штефана Фельда – почти отдельный жанр. Среднестатистическая его игра больше напоминает лоскутное одеяло, по количеству механик легко затыкает за пояс «Старкрафт» а по степени абстракции уделывает лото. Плохо ли это? Давайте разберемся. Сегодня в меню «Год Дракона».

В игре 2-5 игроков берут в аренду по скромной провинции древнего Китая ровно на один год. На протяжении 12 игровых месяцев-ходов с вами и вашей провинцией не случится ничего хорошего, только чума, война, голод и императорская ипотека. Воистину, надо было делать игру про мироновских дикарей с острова невезения. Задача игрока – держать хвост пистолетом и постараться в этом Армагеддоне не только не загнуться, но и преуспеть. Тонкий расчет, дальновидность и смиренное принятие смерти – такие качества воспитывает в нас «Год Дракона».

В начале игры определяется судьба несчастных китайцев на год. 12 жетонов событий перемешиваются и раскладываются на специальную линейку лицом вверх. В конце каждого хода будет разыграно одно событие, и порядок событий все игроки видят с самого начала, что позволяет планировать свои действия на пол-игры вперед. В первые два месяца всегда случается событие «Тишь, гладь и Божья благодать», а вот в остальные 10 месяцев происходят всевозможные кризисы. Событий 5 видов – голод, болезнь, война, дань императору, фестиваль фейерверков – и каждое из них произойдет за год дважды. 

Теперь каждый игрок получает немножко денег, два двухэтажных домика и двух рабочих разных специальностей. На рынке труда представлены 9 позиций: крестьяне, строители, военные, налоговые инспекторы, монахи, ученые, лекари, пиротехники, придворные дамы. В каждой профессии есть мастера (лучше работают, но медленно бегают) и ученики (работают хуже, зато очень шустрые). Зачем всем этим уважаемым людям бегать? Не дает ответа игра, но таковы факты: каждый работник обладает двумя параметрами – производительность труда и «инициатива». С первым все понятно, чем выше производительность, тем больше профита. Второй же параметр оказывает влияние на очередность хода игроков: чем ваши подданные «инициативнее», тем раньше вы ходите, но, напоминаю, что высокая «инициатива» достигается только путем потери производительности труда. 

Ход игры состоит из четырех фаз. Первая – выбор действия. Игроки по очереди выбирают, чем они будут заниматься в этот ход. Действий доступно 7, каждое из них нарисовано на отдельном жетоне. Эти 7 жетонов в начале хода перемешиваются в закрытую и раскладываются в несколько стопок по числу игроков (при игре втроем на три стопки, при игре вчетвером – на 4 и т.д.). В некоторых стопках будет больше жетонов, чем в других. Когда жетоны раскидали по кучкам, наступает время первого игрока выбрать себе занятие по вкусу. Игрок ставит на выбранный жетон специальный маркер-дракона и выполняет выбранное действие. Дракон блокирует не только выбранное действие, но и все остальные, лежащие с ним в одной кучке: теперь чтобы выбрать любое действие из этой кучки другие игроки должны платить деньги. 

Остановимся подробнее на действиях. Все они «привязаны» к соответствующим специалистам, находящимся в штате игрока. То есть, выбрав какое-либо действие, игрок как бы активирует всех представителей какой-то одной профессии и те приносят ему плоды своего труда: строители строят дома, налоговые инспекторы пополняют ваш карман, военные маршируют и этим повышают инициативу своего хозяина, ученые просто напрямую приносят победные очки, крестьяне возделывают рис, пиротехники мастырят фейерверки. Седьмое действие не связано с работниками игрока: это возможность купить императорскую грамоту. Этот полезный документ будет приносить вам победные очки каждый ход, просто лежа на полке.

После выбора действия игроки переходят к найму персонала. Каждый игрок в порядке инициативы покупает себе одного нового работягу. Представителя каждой профессии за редким исключением можно приобрести только один раз за игру, поэтому надо семь раз подумать, кого и когда нанимать, да еще брать ли мастера или ученика. Новобранцев следует немедленно расквартировать на предварительно возведенную жилплощадь. Если у вас вдруг нет места, новенький выбросит вещи кого-то из старожилов на улицу и заселится в освободившуюся хату сам.

Когда все новоселы распаковали свои пожитки, случается событие месяца. Как я уже упоминал, ничего хорошего в этой игре не происходит. Как правило, к концу хода игроку надо чем-то запастись, иначе у него в провинции начнут умирать жители. То есть к войне готовим гарнизон охраны, к болезни нанимаем достаточное количество врачей, к неурожаю вытаскиваем из закромов запасенный рис, а к приходу кредиторов от императора готовим наличность. При невыполнении требований события нескольких подданных игрока вынесут вперед ногами в качестве наказания за нерасторопность. Исключением здесь является праздник фейерверков, во время которого игроки сравнивают количество произведенной пиротехники и победители получают победные очки, а проигравших никак не наказывают.

Похоронив несчастных жертв собственной некомпетентности, игроки переходят к начислению победных очков. На этом этапе нам приносят очки придворные дамы, грамоты императора и возведенные дома. На этом же этапе все незаселенные дома ветшают – в них рушится один этаж.

Так игра и проходит месяц за месяцем: действие, найм, событие, подсчет очков. В конце 12 хода происходит финальный подсчет, во время которого учитывается количество все еще живых подданных, количество денег, риса, фейерверков, а также особо учитываются очки за монахов. Побеждает игрок, больше всех наочковавший за всю игру. 

Ты еще здесь, читатель? Выдержки тебе не занимать. Как видите, игра очень «густая», насыщенная, концентрированная. Консистенция событий в игре такая, что в ней лом стоит, причем каждое действие игрока имеет далеко идущие последствия. Выиграть в игру можно только планируя свои действия на 3-4 хода вперед, смирившись с неизбежными поражениями в мелочах ради победы в чем-то большем. «Год Дракона» – чрезвычайно конфликтная и злая игра, планируя что-либо, надо непременно не только получить выгоду самому, но и навредить всем остальным игрокам. Для этого все средства хороши – занимайте ключевые действия своим драконом, заставляйте игроков тратить деньги (а денег в этой игре постоянно не хватает), выкупайте самых ценных работников, старайтесь всегда ходить первым. Часто выгодно сделать что-то назло всем остальным игрокам, тогда они потеряют много очков, и это может быть выгоднее того, чтобы набирать очки самому. Одним словом, не садитесь за стол с обидчивыми людьми, есть реальный шанс распрощаться с друзьями. 

Вернемся же к вопросу, который я задал в начале статьи. Является ли «Год Дракона» исключением из «салатного» правила? Нет, это типичный винегрет из механик, характерный для маэстро Фельда. Тут вам и миппл плейсмент, скрещенный с выбором ролей, и менеджмент ресурсов, и менеджмент персонала, причем все эти механики главные – второстепенных в игре просто нет – все причудливо переплетены между собой и оказывают взаимное влияние как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Но плохо ли это? Нет. «Год Дракона» – просто отличная игра! Правила громоздко смотрятся на бумаге, на примере же все объясняется буквально за 10 минут. Механики, которые сейчас тебе, дорогой читатель, кажутся громоздкими, на деле элегантны, интуитивны и где-то даже логичны. Эта игра из того типа игр, в которые легко научится играть, но трудно достичь мастерства, а такие мне всегда были по душе. Опытный игрок раскатает новичка в фольгу в 10 случаях из 10. Но моя практика показывает, что новички, будучи раздавленными мастерством товарищей всегда испытывают праведное желание сыграть еще раз и уж на этот-то раз точно выиграть и отмстить. Я смело рекомендую «Год Дракона» всем, кто не боится конфликтных игр и не падает в обморок от того, что в его огороде кто-то умер или что-то разрушилось. Моя оценка – 8,5 из 10.

In the Year of the Dragon, Обзоры



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • Прибыли «Взрывные котята»
    1. Янг
      27 Фев 2014 из 10:29 | #1

      а что,.. очень даже заинтересовал. Спасибо за обзор!


    2. ZoRDoK
      27 Фев 2014 из 11:03 | #2

      Ранниц Стефан Фелд был классным.


    3. Мишаня Питреский
      27 Фев 2014 из 11:43 | #3

      @ZoRDoK


      У меня мнение, что со временем ничего принципиально не изменилось. Просто он начал с нескольких хороших игр, а потом вышло несколько неудачных. Сейчас то же самое — выходит хорошее, потом плохое, потом опять хорошее, потом опять плохое. Но Выдающегося так ничего и не вышло, только несколько крепышей (Castle of Burgundy, Notre Dame, Год Дракона). Теорию, что ранний фельд хороший, а новый — нет, развивает почему-то Том Вессел. Мне ближе в этом смысле Зи Гарсия — он даже включил Год Дракона в свой Топ 10 еврогеймов.


    4. pegasoff
      27 Фев 2014 из 12:23 | #4

      Вот это действительно классная игра Фельда, одна из лучших. Последние два-три раза он не торт, правда, «Брюгге» до меня пока не доехал.


    5. Mazz_O
      27 Фев 2014 из 12:37 | #5

      @Мишаня Питреский

      Можно ссылку на топ Зи Гарсии?


    6. Мишаня Питреский
    7. _ГрАнд_
      27 Фев 2014 из 13:43 | #7

      Игра очень достойная, но больше напоминает головоломку — просчитай на пять ходов вперёд.


    8. Алексей
      27 Фев 2014 из 16:47 | #8

      хорошая игра, заставляет мозг работать)


    9. Вадим
      27 Фев 2014 из 18:28 | #9

      Выигрышная стратегия: сразу же закупить жетоны, которые каждый ход дают победные очки, вторым ходом взять денег и потом снова купить жетоны. После 5-6 хода вас никому не догнать. Игра посредственная. Качество компонентов сильно так себе. А уж горбатое поле сродни нашей паршивой полиграфии.


    10. Мишаня Питерский
      27 Фев 2014 из 18:38 | #10

      @Вадим

      Такая стратегия легко отбивается перехватом инициативы хода. И с компонентами в моей версии все хорошо. Поле не гнутая,карты и жетоны очень качественные.


    11. Сергун
      28 Фев 2014 из 10:53 | #11

      Одна из моих любимых настолок! И друзья от нее в восторге, поскольку любят вдумчивые игры, где мало что зависит от удачи. Здесь можно пробовать-изобретать выигрышные стратегии, но все зависит от мастерства соперников )) Да, игра ошибок не прощает, но партии проходят довольно быстро (если не тупить) и как правило одной мы не ограничиваемся 🙂


    12. TroffMaster
      01 Мар 2014 из 21:49 | #12

      С удовольствием играю в онлайне на БГА — отличная игра


    1. Трекбеков пока нет.