Игросфера-2012. Постскриптум

Я уже достаточно подробно рассказал о каждом из трёх дней, проведённых на Игросфере. Теперь можно поговорить и о впечатлениях от выставки. Хотя я на ней, фактически, и не был.

Почти три дня мы с остальными членам жюри провели в подвале дворца искусств, рассматривая настольные проекты разработчиков. Для нас Игросфера выглядела так — небольшое помещение напротив мужского туалета плюс эпизодические набеги на третий этаж, где расположилась сама выставка. Утром мы туда обычно приходили когда посетителей ещё не было. Вечером — когда все уже разошлись. Так что мои впечатления похожи на впечатления других пяти человек — тех, кто сидел с нами в жюри. Остальные посетители видели совсем другую выставку. 

О работе жюри

Мне понравилось, как была организована наша работа. Ещё до начала выставки был составлен достаточно жёсткий график на все три дня. На каждую игру было отведено по полчаса, за которые мы должны были посмотреть и оценить проект. На деле, правда, расписание соблюдалось не всегда, но, всё же, мы его придерживались достаточно строго.

Мне также понравился состав жюри и его работа. Нас было пятеро, все мы — совершенно разные любители настольных игр, у каждого есть свои вкусы и пристрастия. Но мы удивительно легко нашли общий язык. Все три дня прошли в атмосфере дружбы, доброжелательности и веселья. Я получил огромное удовольствие от самого процесса. А больше всего мне понравилось финальное обсуждение, когда мы определяли номинантов и лауреатов выставки. Было очень здорово!

Отдельное спасибо за то, что на нашем столе периодически незаметно появлялись бутылки с лимонадом. Честно слово, иногда они были очень вовремя! Порой после бурных распросов автора, очередного взрыва смеха или просто долгого хода хотелось промочить горло и газировка была очень кстати.

За время работы жюри родилось несколько мемов, о которых уже подробно рассказал Spotty. "Игра про Эльдар", вопрос "расскажите, как вы пришли к идее этой игры". Было весело 🙂

Единственное мелкое пожелание — сделать в следующем году несколько чистых бланков дипломов. А то получилось так, что жюри отметило несколько авторов и разработок, ограничившись только упоминанием в заключительной речи. По-моему, было бы лучше, если бы в дополнение к приятным словам были вручены ещё и дипломы.

Об авторах и разработках

Ещё в первый день выставки у меня оформилась чёткая мысль — наши авторы практически никак не умеют представить свою игру. Знаете как это обычно выглядит: заходит человек, раскладывает на столе какие-нибудь карточки, фишки и прочие компоненты и начинает говорить. "Вот здесь у нас поле, тут — карты. Вы можете делать то-то и то-то". Часто дальше идёт сумбурное объяснение, которое жюри перебивают своими вопросами. Как результат — первое впечатление о разработках зачастую очень смазанное.

Мне же хотелось чего-то другого. Чтобы к нам зашёл автор и сказал: я придумал игру про то и про это. В ней игроки выступают в роли тех-то и тех-то. Им нужно делать то-то и то-то. И добиться такой-то цели. Сделать этом можно такими-то и такими-то путями. Реализовано это посредством таких-то и таких-то механик. Из компонентов в игре — это, это и это. Сейчас я их перед вами разложу, и мы начнём.

Другими словами, я втайне надеялся, что нам не просто дадут поиграть какие-то прототипы, а будут их презентовать. Кому-то это удалось лучше, кому-то — хуже. Но такой презентации, как мне бы хотелось, я так и не увидел. Удивили разве что ребята из "М-Games", пришедшие в необычных нарядах, да Андрей Габелян, со своими "фабричными" экземплярами игр.

А ведь, презентация, как мне кажется — это не так сложно. На это не нужно тратить денег, нанимать художников, что-то там рисовать и т.п. Нужно просто продумать небольшой текст, и выдать его жюри. Тем более, как мне кажется, иметь подобный опыт будет для автора полезно и в будущем. Наверняка от небольшой презентации не откажется ни один издатель.

Ещё один нюанс — пока что по многим разработкам видно, что авторы у нас — начинающие. Нередко жюри замечало очевидные дыры в механике или в балансе, которые, казалось бы, должны были вскрыться на первом же тестировании. Были эпизоды, когда нам предоставляли игры вообще без вариантов выбора (Дом зомби, Золото дракона), что, на мой взгляд, свидетельствует о поверхностном знакомстве авторов с современными настолками. Были проекты, в которых со всей очевидностью первична была тема. Авторам было важно сделать игру "про вархаммер" или "про зомби", а какая к теме прикручена механика — не так уж важно.

Но, в принципе, в этом нет ничего страшного. Настолки для нас — это пока новая ниша, так что никто и не ожидал, что нам будут представлены наперебой 100% качественные и оттестированные игры. Я уверен, что для всех без исключения авторов впечатления жюри от их разработок пойдут на пользу и помогут сделать действительно хорошую и качественную игру, в которую будет интересно играть не только самим разработчикам!

Ещё на выставке я размышлял о том, достаточно ли 30 минут на презентацию игры. Мне показалось, что если бы к нам пришёл человек с какой-нибудь сложной игрой, где много-много правил (например, как в Tide of Iron или Twilight Imperium), мы бы просто не успели её прочувствовать и понять. Но, наверное, всё-таки 30 минут — вполне достаточно. Даже за такое время можно быстренько объяснить суть и показать как делаются ходы. 

О работе выставки

А теперь я попробую порассуждать об остальной части выставки. Той, что была открыта для всех остальных посетителей и почти невидима для жюри.

Насколько я понял, все три дня выставка проходила по одной и той же схеме: с утра открывался зал, в него заходили посетители. Они видели следующее: по периметру стоят столы с настольными играми. Можно подойти, взять, посмотреть любую игрушку и тут же в неё сыграть, благо в центре зала для этого было предостаточно места. При желании можно было также приобрести себе любую игру. Параллельно с этим проходила и неофициальная часть выставки. Разработчики общались с потенциальными издателями, блоггеры — друг с другом и так далее.

Честно говоря, такая программа оставляет немало возможностей для усовершенствования (турнир между издателями, командная игра "продавцы против разработчиков"). Мне кажется, было бы интереснее, если бы на каждый день были запланированы какие-то мероприятия. Например, издатели могли бы по очереди проводить презентации своих проектов. Можно было бы устроить турниры по каким-нибудь несложным играм. Наконец, организовать несколько викторин с символическими (или не очень) призами. Словом, устроить какую-нибудь движуху, а не просто хаотичное посещение выставки. В том числе можно было бы организовать и совершенно вводную лекцию о том, что это, вообще, такое — настольные игры.

О посетителях

Но тут есть одна проблема, которая называется "посетители". По сути Игросфера была частью большой книжной выставки и в зал с настольными играми заходило немало людей, по большому счёту не знакомых с настолками. Особенно это было заметно на примере первого дня, когда на выставку просто хлынул поток детворы. Понятное дело, с такой аудиторией какие-нибудь турниры, может быть, были бы и преждевременными.

Кстати, я тут понял, что совершенно забыл спросить у организаторов, сколько, вообще, человек посетило выставку и кто составлял её аудиторию. 

Предложения

Какие бы посетители не были, их, я считаю, можно и нужно развлекать! Я бы сам с удовольствием этим занялся, если бы выставка продлилась ещё хотя бы день и у нас (у жюри) было бы время, не занятое просмотром разработок. Честное слово, я бы с радостью демонстрировал посетителям отличные игры, тем более, что у каждого издателя на стенде была как минимум одна более чем достойная настолка, пригодная к употреблению теми, кто слышал только про Монополию. У Мосигры это Hive, у ЗвездыМайя, у Мира ХоббиКартагена, у IGAMESК2 (и, наверное, Весёлая ферма), у Правильных игрЗельеварение. И это — только навскидку. Эти настолки я считаю очень интересными и, уверен, публике они тоже понравились бы. Можно было бы последовательно устраивать их презентации, и почти сразу же — турниры по ним.

Раз уж я снова вернулся к режиму работы жюри, отмечу, что неплохо бы давать членам жюри один свободный день. Чтобы можно было и на выставке побывать, и со всеми перезнакомиться и поиграть во что хочешь 🙂

Кстати, авторов тоже стоит нагружать! Помимо предъявления собственных разработок грозному судейскому составу можно было устроить ещё одну демонстрацию — авторы для авторов. Думаю, это было бы не только интересно, но и полезно, если бы авторские разработки оценивали не профессиональные игроки, а такие же авторы. Полагаю, ребятам бы удалось найти общий язык и поделиться друг с другом ценными мыслями о своих проектах. Нечто подобное происходило и так, но это было стихийно и хаотично, а я говорю о специально организованном мероприятии.

Наконец, хотелось бы, чтобы для гостей города составляли небольшую "шпаргалку туриста", где было бы указано где и по чём можно разместиться, где и за сколько — отобедать. Перечень интересных мест, которые можно посетить в свободное время. Словом, чтобы даже те, кто приезжает на выставку издалека, знали что к чему.

Отдельно хочу высказать пожелание, касающееся официальной церемонии. Лично мне хотелось бы видеть официальное открытие и официальное закрытие выставки. Чтобы собрались все издатели и участники, организаторы сказали в микрофон сакральную фразу "Игросфера-2012 объявляется открытой/закрытой". Чтобы в конце было общее фото на память.

Кстати, неплохо бы иметь баннер с логотипом выставки, на фоне которого могло бы сидеть жюри в момент объявления победителей. А то в этот раз мы просто стояли на фоне пустых стен какого-то помещения. И, да — стояли! Стульев и столов для всех членов жюри предусмотрено не было. А хотелось бы 🙂

Обо всём остальном

Львов — очень красивый город. Жаль, но мы не успели везде побывать и всё посмотреть. Но то, что я увидел пришлось мне по душе. И это помимо того, что на выставке было очень много интересных людей, игр и разработок. 

Огромное удовольствие получил от личного знакомства с представителями издательств, магазинов и блоггерами. Знать друг друга через сеть, заочно — это одно, а живое общение — совсем другое.

Спасибо sNOwBODY, который показывал нам город. Спасибо Олегу и Александру, которые обеспечили нам размещение. Спасибо Николаю Пегасову за прекрасный вечер в кафе. Спасибо Scorpius'у за поход в "Цитадель". Спасибо Остапу и Spotty за судейство и за финальные дебаты по номинантам и лауреатам.Спасибо Сергею Голубкину — за возможность услышать об "изнанке" настольного мира. Спасибо Дмитрию Кибкало и Дмитрию Павлову за рассказы о новых планах и проектах.

Отдельное спасибо Смайлику и его подруге Ли, которые развлекали нас весь последний вечер.

Наконец, огромное спасибо Вадиму, который сумел вырваться с работы с смотаться со мной из Москвы во Львов.

Очень жаль, что не удалось пообщаться с Иваном Туловским, Михаилом Маргитичем, Александром Тараненко. Жалко, что на выставке не было представителей Игроведа. Но, всё равно, мне всё очень-очень понравилось.

В следующем году с удовольствием приеду ещё!

Игровые мероприятия, Репортаж



Похожие записи
  • Игросфера-2013: члены жюри
  • Итоги конкурса «Настольщица-2012»
  • Новый вариант Карлсмена?
  • Номинанты на Spiel des Jahres 2018
  • Претенденты на «Spiel de Jahres 2010»
    1. ZoRDoK
      12 Май 2012 из 8:25 | #1

      А можно поимённо кто на фотке? Слева Сноубади, позади вижу тебя, а остальные суровые мужские лица «не узнаю вас в гриме».


    2. ZoRDoK
      12 Май 2012 из 8:26 | #2

      Все такие взрослые мужики, разительное отличие от игротек Игроведа. Уже похоже на бгг-кон. =)


    3. Илья Безлюдный
      12 Май 2012 из 10:03 | #3

      Да, это беда многих наших авторов настольных игр: не ознакомившись с огромным пластом чужих наработок, сходу клепать свои гениальные творения. «Чукча не читатель, чукча — писатель». Хорошо было бы если бы авторы для начала поработали аниматорами на игротеках.


    4. Ekspressionist
      12 Май 2012 из 17:14 | #4

      «Спасибо Сергею Голубкину – за возможность услышать об «изнанке» настольного мира».


      Автор, поделись пожалуйста!  


    5. hk
      12 Май 2012 из 18:20 | #5

      sNOwBODY, Олег Сидоренко, за ним Смайлик (его на фото не видно практически), я, Spotty, Остап (meeple.com.ua), Александр Невский.


    6. hk
      12 Май 2012 из 18:21 | #6

      Это скорее к Сергею вопрос. Мы пока в троллейбусе домой добирались он рассказывал где печатаются компоненты и как он думает издавать Короля закусочных.


    7. ZoRDoK
      12 Май 2012 из 19:22 | #7

      Хех, Невский колоритный


    8. Sergey Dembitsky
      12 Май 2012 из 22:50 | #8

      Про презентацию игр. Я полностью согласен с тем, что надо правильно представить игру. Но из того, что я прочитал у меня вопрос: зачем нам, авторам, надо было делать правила до такого-то числа, чтобы отправить их судьям. Я на фест не приехал, но потратил уйму времени на подготовку правил наших игр… и как оказывается абсолютно зря. Я понимаю, что судейскому коллективу есть чем заняться кроме чтения всяких там правил, тем более таких игр, которые объективно не вызывают никакого интереса.


      Поэтому может быть есть смысл ввести какие-то критерии отбора игр на конкурс кроме желания самого автора. Например: добро одного из клубов настольщиков по месту жительства автора игры. С тем конечно, что с правилами будут ознакамливаться до начала работы комиссии… Пусть игр будет меньше, но качество их выше.


    9. hk
      13 Май 2012 из 13:17 | #9

      По поводу отбора игр на выставку, согласен, какие-то критерии быть должны. Хотя это не вот прям важный вопрос, считаю, отбор и сейчас поставлен нормально. Из 23-х проектов можно было бы отсеять только 2-3. Это всего 10%.


      Что касается предварительной подготовки правил, тут я согласен с идеей, высказанной в заключительной речи Иваном Туловским — правила нужно писать. Именно с них начинается знакомство с игрой и именно о них будут спрашивать издатели.


      Возможно это секретная информация, но всем судьям правила презентуемых проектов высылали заранее, чтобы мы могли с ними ознакомиться. Считаю, что это сделано правильно.


    10. Sergey Dembitsky
      13 Май 2012 из 14:11 | #10

      Просто я к тому, что вхождение в игру не должно вызывать проблем, если с правилами предварительно ознакомились. С другой стороны более 20 проектов — это конечно достаточно много, а возможности человеческой памяти не безграничны.

      Плюс вопрос о 30 минутах… Если, к примеру, игра на двоих идет полтора часа и в ней качественно разные этапы: начало, середина и концовка, а судьи отыграли только начало (в лучшем случае), как они будут оценивать игру? По принципу верю/не верю, что дальше будет интересно? =)


    11. Ostap
      13 Май 2012 из 19:34 | #11

      Вхождение в те игры, правила которых были высланы, и были написаны нормально, не вызывали проблем. 


      А про 30 минут — согласен. это слишком мало, как по мне. я об этом написал.


    12. smilekinua
      13 Май 2012 из 22:00 | #12

      Высказаны дельные мысли, присоединяюсь.

      Касательно аннотаций и прочего я еще отдельно выскажусь в ближайшие день-два у себя.


    13. Spotty
      14 Май 2012 из 0:03 | #13

      Я посередине с дипломом, который не хочу отдавать.


      На счет суровых лиц, то как сказал Николай Пегасов — это не выставка а конверт. Действительно тут помимо показать/посмотреть было очень много именно общения, обсуждения и знакомства.


    1. Трекбеков пока нет.