Игрокон-2016. Самый лучший Игрокон.

160929_igrokon_83

Кажется, это было буквально только что. Вот мы подходим к железнодорожному вокзалу и заходим в поезд. Вот мы сидим в купе и записываем подкаст с ожиданиями от Игрокона. И вот уже такси везёт тебя домой из аэропорта. Два дня пролетели как один миг, и «Игрокон-2016» остаётся позади. Он промелькнул как одно мгновенье, ярко, насыщенно, но невероятно быстро! И на душе остаётся только грусть, потому как следующего Игрокона ждать ещё целый год, но эта грусть очень и очень приятная, потому что «Игрокон-2016» был лучшим из всех игроконов. До этого каждый новый игрокон был лучше предыдущего, но именно «Игрокон-2016» задрал планку качества до небес. Мероприятия такого высокого уровня в российском настольном мире ещё не было. Всё было настолько здорово, что я даже не знаю, как можно сделать фестиваль ещё лучше. 

Самый лучший фестиваль

Фестивали настольных игр проводятся в России на регулярной основе с 2013-го года. Постоянные посетители к ним уже, можно сказать, привыкли, и знают, что это такое. Берётся некая площадка, здание, выставочный зал или павильон и нарезается на зоны. Тут игротека, там магазин, здесь стенд одного издателя, вот там – другого. Организовывается ярмарка, делается турнирная зона, по вкусу добавляются всякие активности для детей: аквагрим, контактный зоопарк, гигантские игры – вот игрокон и готов. По этому же самому рецепту был сделан и «Игрокон-2016». Но площадка для проведения фестиваля в этот раз была выбрана крайне удачно, из-за чего мероприятие получилось совсем иным, нежели чем раньше. Здание гостиного двора, где проходил этот игрокон, оказалось как нельзя лучше подходящим для подобного фестиваля со всех точек зрения.

160929_igrokon_12
Вход в Гостиный двор

Наиболее очевидное – это место расположения. Гостиный двор – это два шага от Кремля, здание прямо у Красной площади. Это уже само по себе здорово и невероятно круто. Праздники настольных игр и до этого проходили не на окраинах, те же павильоны в Сокольниках или здание на Арбате, но Гостиный двор – это же самый центр Москвы, практически сердце России. Такого ещё не было! Ощущения просто непередаваемые, стоишь у входа на Игрокон, смотришь в сторону и вот он, Кремль!

Но место – это ещё не самое главное. Само здание гостиного двора оказалось невероятно комфортным и подходящим для фестиваля. Оно огромно и очень просторно. Едва только попав в него, непроизвольно задерживаешь дыхание, увидев эту уходящую ввысь крышу и простирающийся вдаль зал. До того круто! И немудрено, десять тысяч квадратных метров – это вдвое больше, чем предыдущий игрокон в Сокольниках.

160929_igrokon_16
Простор!

В этот раз на Игроконе с комфортом уместились все издатели, все участники, и столов для игр было вдоволь. Словами не передать тот простор, то ощущение пространства, которое возникает, едва ты оказываешься в Гостином дворе. Помещение было выше всяких похвал. В этот раз места хватило всем, никто не играл на полу, нигде не возникало толкучки, не ощущалось толкотни. Даже сцена, про которую неоднократно говорили, что она не так уж и нужна, оказалась вынесена от основной площадки фестиваля немного вбок, да ещё и утоплена вниз. При такой конструкции зала она совершенно не мешала, а, напротив, органично вписывалась в происходящее. Было тепло, было светло, отлично работала вентиляция, не было громкой и назойливой музыки. Словом, пребывание на фестивале было невероятно комфортным.

Форма фестиваля (место, помещение и условия проведения) были выше всяких похвал. И, что особенно приятно, его содержание, наполнение, оказались также на высоте. На второй день «Игрокона» в Гостиный двор заглянули мои друзья, семейная пара из Москвы совершенно далёкие от настольных игр, я им устроил небольшую экскурсию и прям ощущал гордость, когда вёл ребят по павильону и показывал, что тут вот можно опробовать новинки, тут – поиграть в гигантские экземпляры игр, здесь – сделать фото на фоне привлекательных задников, там – посмотреть выступления косплееров на сцене. Причём, так получилось, что эта пара точно также на минутку забегала поздороваться со мной на Игрокон весной 2014 года в Питере, так что они отметили разницу в подходе, помещении и организации, наконец, в масштабе мероприятия.

160929_igrokon_20
Специальные бейджи представителей прессы

Участники и площадки

Игрокон – это некий срез российского настольного сообщества, возможность единомоментно увидеть на одной площадке всех участников российского рынка. Это очень классно, потому что всегда наглядно видно кто чем занимается, кто что делает и какие новинки предлагает.

По традиции наиболее заметными площадками были территории Hobby World, идейного застрельщика и организатора фестиваля. В этот раз «Миру Хобби» пришлось взять на себя дополнительную финансовую ношу, поскольку территория фестиваля с прошлого года увеличилась значительно (с 4 до 10 тыс. кв. м), а все прочие участники, помимо «МХ» претендовали ровно на такую же площадь, как и годом ранее. Соответственно все «излишки» пришлось закрывать стендами Hobby World. При этом стоит отметить, что какой-либо явной «гегемонии» «Мира Хобби» на фестивале не наблюдалось, все функциональные зоны были грамотно разнесены по Гостиному двору.

160929_igrokon_14
Незадолго до открытия «Игрокона»

Из прочих площадок в первую очередь выделялась территория «Игроведа», где были размещены большие экземпляры «Скоростных колпачков» и «Макроскопа», магазин, а также наиболее завлекательная для посетителей точка – активная игра в операцию (называется «Доктор Паника»). Участникам выдавались лабораторные халаты и шапочки, из-за чего внимание всегда было приковано к наряженным врачами людям, совершающим какие-то непонятные, но явно весёлые, манипуляции. Идея с игрой в операцию просто отличная, как раз такое развлечение и подходит для фестиваля: оно быстрое, простое и при этом сопровождается звуком!

Заметен был и участок GaGa Games. Это издательство уже было на игроконе год назад, но в этот раз развернулось на полную катушку. Помимо традиционного прилавка и игровой зоны у «Гаги» был Юра Ямщиков, представлявший свою новинку Steel Arena, а также гигантский экземпляр Кодовых имён: карточки со словами повесили прямо на пресс-вол, что было очень привлекательно, красиво и удобно. Мы сами с удовольствием сыграли партию! GaGa – молодцы, так держать!

160929_igrokon_36
Гигантский экземпляр «Кодовых имён»

На видном месте сразу у входа разместилась «Звезда». Ребята привлекали к себе внимание перетягами с рекламой «Поселенцев» и «Андор. Поход на север», предлагали поиграть в новинки и даже продавали дефицитнейшее дополнение к «Войнам магов». Мне, кстати, по секрету сообщили, что если я не буду вскрывать свою копию, полученную с «Бумстартера», впоследствии смогу продать её с большой выгодой! 🙂

Практически не заметны были «Правильные игры». Хотя, чего уж тут, их, фактически и не было. Ни одного плаката или объявления с названием такого издателя на фестивале не обнаружилось. Просто был прилавок, где торговали разными изданиями «Зельеварения» и «Эволюции», а также более свежими новинками, в частности «Мозговым штурмом» и реэкспортной «Эволюцией». С одной стороны это хорошо, игры у ребят продаются. С другой – ничего выдающегося сами «Правильные игры» уже несколько лет не делали и выезжают на старых заслугах.

160929_igrokon_46
Эта игра скоро взлетит!

На выставке также присутствовали представители рынка игрушек, в ассортименте которых есть настолки. Это «Степ Паззл», Ravensburger, а также великая Hasbro. Из условных «новичков» ещё в этот раз была «Лига партизанских издательств», где показывали вторую редакцию Z-GAME, русскую версию игры «Взлёт разрешён!», ещё неизданную разработку «Мор Утопия» и множество других разработок. Как обычно, был уголок стимпанкеров, ярмарка всяких настольных, околонастольных и даже ненастольных штук (как вам прилавок со всякими японскими сладостями?).

160929_igrokon_25
Непонятная японская еда

Традиционно на Игроконе не была представлена «Мосигра». Это заметный участник российского рынка настолок, у неё есть обширная сеть франшизных магазинов, в портфолио имеются игры собственной разработки, но в связи с тем, что ряд игр «Мосигры» представляет собой условно-творческую переделку продуктов известных брендов, на крупные мероприятия «Мосигре» путь заказан. Говорят, её до сих пор не пускают в Эссен, и на Игрокон ей тоже дороги нет.

Мне показалось, что на этом игроконе было меньше варгеймеров. Периодически я натыкался на столы с фигурками и террейном, но, например, Вархаммера, было не очень много. «Великая Отечественная» от «Звезды» — тоже не сильно светилась. Зато был замечен Тим Керби с его «Свержением мутантов» (очень классно покрашенные фигурки!), а также некий новый проект игры с миниатюрами «Гидрофилия» (с виду всё как в других подобных играх, террейн, фигурки, кубики).

160929_igrokon_21
Покрашенные миниатюры от Тима Керби

Было несколько стендов, посвящённых отдельным играм. «Мир Хобби» обустроил специальный уголок «Находки для шпиона», стенды для фотографирования на тему «Карточных войн», «Маленького мира», Master of Orion, а также «Острова сокровищ». Ravensburger предлагал сфотографироваться в роли персонажа игры «Кукарача». Всё это было очень здорово и интересно, хотя, на мой вкус год назад подобные стенды были более креативными, сфотографироваться за решёткой в роли пойманного шпиона или верхом на метле – заметно интереснее, чем просто сделать снимок на фоне цветного фона.

160929_igrokon_80
Галя на железном троне

160929_igrokon_65
Галя в роли шеф-повара

160929_igrokon_81
На стенде «Маленького мира»

160929_igrokon_64
С гигантской миниатюрой

На самую юную аудиторию были рассчитаны площадки с аквагримом; стрельбище, где можно было безопасно пострелять из луков и арбалетов; зоны гигантских игр («Каркассон», Ticket to Ride: Европа и другие). И контактный зоопарк в этот раз тоже был!

160929_igrokon_79
Зайчик!

Самое лучшее помещение находилось в глубине фестиваля, это пресс-холл, такой островок, где можно укрыться за стенами, всегда найти свободный стол, а также предлагается чай-кофе с печеньями. Мы неоднократно забегали туда в первый день фестиваля и провели внутри почти всё воскресение, играя во всякие новинки. Более того, вечером субботы я открыл для себя в пресс-холле мягкие мешки, на которых можно сидеть как на кресле или валяться как на диване. Тут же, кстати, был отдельный пресс-вол, где можно было вволю фотографироваться. А ещё там вечером первого дня даже устраивали фуршет!

160929_igrokon_44
Прикормка посетителей пресс-холла. Михаил Акулов стоит в общей очереди за едой

Персоны и посетители

Одна из самых моих любимых черт все настольных мероприятий – это возможность пообщаться (и, конечно же, поиграть!) с хорошими знакомыми и единомышленниками. Этот игрокон не стал исключением, на фестивале было замечено немало представителей настольного сообщества.

Самих посетителей по планам ожидалось порядка 20 тысяч. По оперативным данным в первый вечер за несколько часов до закрытия игрокона посещаемость превысила 6 тысяч человек. Итоговые цифры мне неизвестны, но рекорд «Сокольников» наверняка побит, думаю, 20 тысяч человек выставку посетило.

160929_igrokon_19
Народ толпится у входа. 10 минут до открытия фестиваля

Приходят на «Игрокон» самые разные люди, но в этот раз, как мне показалось, было больше всего именно целевой аудитории – подростков и молодых людей, активно интересующихся настольными играми. Возможно это впечатление сложилось из-за того, что детские площадки были довольно-таки компактно смещены в сторону входа и в целом на фестивале детей было не очень заметно. А ещё косплееры теперь тоже не «размазывались» по всей территории «Игрокона», а тусовались возле сцены. В общем, основная площадь была забита именно настольщиками, среди которых периодически попадались хорошо знакомые лица.

В первую очередь нужно отметить Наталью «Мать Игроконов» Супрунюк. Именно руками этой хрупкой девушки и делают настольные фестивали вот уже который год. У Наташи нет своего стенда, посетители фестиваля её не видят, но всё, что происходило в Гостином дворе – это её рук дело. Эта работа всегда остаётся за кадром, но она очень важна. Обычно у нас получалось утащить Наталью на пару часиков за стол, пообщаться и поиграть, но в этот раз мы её практически не видели. Она мелькала то тут, то там, раздавая руководящие указания и исправляя какие-то несуществующие или несущественные (на мой взгляд) недоделки, отдавая фестивалю всю себя без остатка. Наташе – низкий поклон за всё. Игрокон получился отличный!

160929_igrokon_38
Наталья Супрунюк

Также на фестивале присутствовал Михаил Акулов, директор Hobby World. Михаил – на редкость открыт и приятен в общении, он щедро уделял нам своё время, устраивая совместные посиделки как на фестивале, так и за его пределами, выводя целую компанию настольщиков на обед и ужин в близлежащие весьма приличные заведения. И особенно я рад видеть в Михаиле не просто работника настольного издательства, а человека увлечённого своим делом и «болеющего» настольными играми. Он не первый год в деле, а когда рассказывает про какую-нибудь новую игру, глаза прям горят! Таким и должен быть руководитель ведущей настольной компании страны! А ещё когда наступало нужное время (обед и ужин), Михаил принимал командование на себя и выводил целую компанию настольщиков куда-нибудь посидеть.

160929_igrokon_50
Например, туда

Удалось поиграть и пообщаться с Николаем Пегасовым, известным российским автором. Традиционно Николай много времени уделяет авторской игротеке, рассматривая представленные там проекты на предмет их возможного выпуска в издательстве Hobby World. Также он нашёл время поиграть с нами в пресс-зоне в новые игры «МХ».

В первый день мы встретили в пресс-зоне Антона Барабанщикова, раньше он отвечал в «Мире Хобби» за подготовку игроконов, а теперь занимается другим участком работы. Но всё равно, хоть у него был официальный выходной, Антон приехал в Гостиный двор посмотреть как идут дела и, по-моему, так и остался на работе до конца дня 🙂 Вот это самоотверженность и преданность делу!

160929_igrokon_55

С Тимофеем Бокарёвым (на фото справа)

Было очень здорово увидеть на Игроконе Тимофея Бокарёва и Александра Булгакова, высший командный состав «Тесеры». Тимофей – огромный молодец, он создал крупнейший в стране портал о настольных играх и не останавливается на достигнутом. Александр, возможно, делает ещё более важное дело, потому что его стараниями сайт ежедневно пополняется новым интересным контентом и, вообще, живёт! Кстати, «Тесеровцы» в этот раз могли получить по предварительной регистрации специальные оранжевые бейджики, а ещё в оба фестивальных дня на сцене делали общую фотографию пользователей портала.

Поскольку значительную долю времени в этот раз я провёл в пресс-зоне, плотно пообщаться удалось не со всеми, но мельком удалось увидеть Константина Комарова и Дмитрия Павлова (Звезда), Ивана Туловского и Сергея Мачина (Правильные игры), Дмитрия Тэлери (Z-Game), Азгануш Рузавину (Pandora Box Studio), Ирину «Mix» с дочерью (Нике большое спасибо за проведённую для нас с Галей игру в «Доктора Панику»).

160929_igrokon_86
Ника делает с нами селфи

На фестивале я также встретил Алексея Зуйкова (видеоблог «Два в кубе»), Дениса «Настолкина» Басырова, Диму «Спутник1818» с Олей, Павла Медведева, Тима Кёрби. Из авторов на Игроконе присутствовали Екатерина Горн и Игорь Склюев (авторы Master of Orion) и Юрий Ямщиков (автор «Стальной арены»). То тут то там, мелькали супруги Юшины. В ближайшем ко входу на фестиваль магазине за прилавком стояла Аня «Саммер Глау» Лавриненко.

160929_igrokon_61
Алексей Юшин (слева) и Алексей Зуйков (справа)

Мне немного неудобно перед всеми ребятами, потому что ко многим я подходил, перебрасывался парой фраз на лету, обещал плотнее пообщаться попозже, а в результате ничего не успел. Диму Павлова я специально заранее просил уделить мне час-два времени чтобы поговорить о планах и проектах «Звезды», но так до него и не дошёл. То же самое вышло с Димой Тэлери, который хотел показать мне свою Z-GAME.

160929_igrokon_52
Дима Тэлери (слева)

Я ею интересовался ещё на прошлом игроконе, но и в этот раз не смог рассмотреть предметно. Правда, увёз с собой экземпляр, так что всё равно поиграю. С удовольствием поковырялся бы в сокровищах Pandora Box Studio. Их Галя очень заприметила, идём по выставке, и тут она: «Смотри, сколько кубиков!!!». «Пандора», кстати, помимо кубиков продолжает делать всякие компоненты для настолок, в этот раз я заприметил у них на стенде разноцветные деревянные диски разных размеров, а также 3D-подземелья для словесных ролёвок.

160929_igrokon_23
Азгануш Рузавина (Пандора Бокс)

Вовсе не удалось пообщаться с Сергеем Мачиным и Иваном Туловским. Я бы у них в очередной раз поспрашивал как там, хоть как-то ещё теплятся планы насчёт нового «Зельеварения». Ну и про новое «растениевое» дополнение к отечественной «Эволюции» расспросил бы. Ане Лавриненко, которая оказалась фанаткой сайта BoardGamer.ru, я обещал автограф и во что-нибудь поиграть вместе. Насчёт поиграть не получилось по объективным причинам, Аня весь фестиваль проработала на стенде «Мира Хобби», а, вот, то, что она без автографа осталась – это уже моя недоработка.

160929_igrokon_60
С Аней Лавриненко

Не удалось толком поговорить с Денисом Настолкиным. Он теперь ушёл из игропрома и работает учителем. Оказывается, это его специальность, интересно, да ещё и приносит достойный доход. Но и об играх Денис не забывает, например, в качестве тренинга у него ученики сами изобретают настолки.

160929_igrokon_62
С Денисом Настолкиным (справа)

В первый день хотел сесть за Urland, которую принёс с собой Павел Медведев, но по факту обменял участие в игре на партию в гигантские «Кодовые имена» с Юшиными и Димой с Олей, а также на поход в бургерную. Была мысль опробовать «Экономикус», но до неё также за два дня не дошёл. А ещё я периодически вспоминаю, как на Игроконе, кажется, осенью 2013 года хотел попробовать себя в военной игре про сражения танков, и с тех пор так и не поиграл. Впрочем, этих «танкистов» в этот раз на фестивале всё равно не было.

Сцена и косплей

После нескольких последних игроконов принято было ругать сцену. Причины тому были: мешал громкий звук, обилие косплееров и, основная претензия – сцена, в принципе, имела слабое отношение к настольным играм. На ней происходило что-то постороннее, интересное не настольщикам, а другим категориям посетителей, но мешала она всем.

В этот раз сцена была идеальной. Во многом она опять была отдана под нужды косплееров, но благодаря удачной конструкции павильона, наличие сцены и громкого звука на ней никого не смущало. Сцена в Гостином дворе вынесена к задней стене и специально утоплена на несколько метров вниз, перед ней амфитеатром сделаны ступенчатые сидения. Результат – от основной площадки фестиваля сцена немного отделена, а её нахождение на более низком уровне снижает фоновый шум.

160929_igrokon_30
С каким-то адским отродьем (слева на фото)

Косплееры в этот раз были компактно сгруппированы возле сцены. Рядом у них находилась гримёрка, там они переодевались и оттуда же направлялись на дефиле. На самом фестивале их было не так заметно.

160929_igrokon_17
В павильоне есть второй этаж, откуда можно заглянуть в гримёрку…

Помимо сцены они кучковались у стенда Master of Orion, а также рядом со стойкой на тему Звёздных войн. Костюмов было не меньше, чем раньше, но то ли из-за того, что сцена была немного отделена от фестиваля, то ли из-за того, что площадь игрокона резко выросла по сравнению с прошлым годом, количество косплееров на квадратный метр сильно уменьшилось, и они были не так заметны (хотя фотографий с ними по-прежнему полно).

160929_igrokon_88
Сцена во время парада косплееров

Из запомнившегося косплея отмечу стойку неподалёку от сцены, где можно было примерить разнообразные шлемы из Star Wars, Харви Квинн из «Отряда самоубийц», а также «фирменную» косплеершу со стенда Master of Orion, которая, по коллективному умозаключению, выступала либо без нижнего белья, либо оно было хорошо замаскировано.

160929_igrokon_87
Косплей на стенде Master of Orion

Самый же лучший костюм и персонаж был у «Джона Сноу» из «Игры престолов». И обмундирование и причёска, и, главное, черты лица – всё очень соответствовало образу. Я сфотографировал вместе с ним Галю, она пока не в теме, но когда мы начнём смотреть сериал, думаю, тоже оценит сходство.

160929_igrokon_41_
С Джоном Сноу

В тему телевидения нельзя не упомянуть Александра Головина, российского актёра, присутствовавшего на фестивале. Он играл много где, но лично мне знаком только по серии новогодних фильмов «Ёлки». Мы с ним тоже сфотографировались, необычные ощущения – стоять рядом с человеком с телеэкрана.

160929_igrokon_39
С Александром Головиным (в центре)

Игры

За два дня игрокона я успел отыграть 15 партий в 15 различных игр. Считай, ни за одну настолку дважды не садились, мы брали игру, раскладывали, пробовали, убирали и шли за чем-нибудь новым. Первый день по сути был посвящён простеньким игрушкам (10 партий), второй – более сложным настольным проектам (5 партий). Довольно-таки подробно про все игры я уже писал в своих отчётах с места событий (первый, второй), так что сейчас скажу о каждой игрушке лишь по паре слов.

«Прогулка в подземелье». Классный филлер на удачу и блеф. Игроки должны отправить героя в подземелье, которое предварительно формируется из карт монстров. В свой ход нужно либо добавить в колоду подземелья нового противника, либо лишить героя какого-нибудь полезного предмета. А если чувствуешь, что монстров уже не одолеть, надо пасовать. Тот, кто не успеет спасовать, в итоге отправляется на битву с вражинами. Победил – молодец, проиграл – немолодец. Партия длится до двух побед, играется быстро, весело и классно.

160929_igrokon_31
Прогулка в подземелье

«Хрю!». Простенькая игрушка, состоящая из колоды карт. Игроки вскрывают по одной карте и укладывают их в стопку в центре стола. На картах изображены животные и числа. Если сумма цифр на двух последовательных картах равна 7, игрок должен стукнуть ладонью по колоде (как в «Свинтусе») и замычать, хрюкнуть или поблеять (издать звук животного, изображённого на верхней карте). Если вскрывается свинья, по ней сразу надо стучать и кричать «Хрю!». Игрушка совершенно простецкая, на один раз, но забавная 🙂

160929_igrokon_34
Хрю! Простенький карточный филлер

«Интриги Вероны». Микрофиллер из 18 карт, на которых представлены персонажи «Ромео и Джульетты». Карты раздаются всем игрокам, после чего те по очереди играют по карте на стол. Разыгрываются карты в одну из двух локаций. Персонажи бывают двух видов, с разовым эффектом (применяется сразу после розыгрыша) и с целью на всю игру (в основном типа «в такой-то локации должны быть такие-то герои»). На героя с целью можно класть жетоны ставок, если в конце игры задача выполнена, каждый сделавший ставку игрок получает очки. Ещё героев можно травить и давать им противоядие. В принципе, всё неплохо, хотя меня не зацепило. Ставки не очень люблю.

160929_igrokon_35
Чума на оба ваших дома…

«Пиратские короли». Игра про совместные грабежи корованов кораблей. Игроки вскрывают карты из общей колоды. Внутри есть корабли и солдаты, корабли остаются лежать в центре стола, солдат забирает тот, кто их вскрыл. Выложенные на столе корабли нужно грабить, для этого все игроки должны скинуть своих солдат (по 2 каждого цвета). Активный игрок начинает уговаривать всех что-то скинуть и предлагает свой вариант распределения добычи. Если остальные соглашаются, солдаты уходят в сброс, корабль тоже, за него тянутся положенные карты добычи и раздаются игрокам согласно договорённости. Если вдруг предложение не принято, в свой ход игрок вскрывает карты как обычно, но тут есть нюанс, если у кого-то появляется третий солдат одного цвета, все они сбрасываются. Идею игры я совершенно не воспринял, мне не нравится настолки, в которых вот так вот надо чего-то распределять.

«Зомби, ножницы, бумага». «Камень-ножницы-бумага» на тему живых мертвецов. Игроки по очереди играют друг с другом в КНБ, проигравшие превращаются в зомби. Мертвецов можно убивать, нанося им раны (каждая победа в КНБ = 1 ранение). Особенность игры в том, что тут есть карты ролей, позволяющие наносить раны при различных условиях (например, если противник показывает вам «камень», он автоматом получает ранение). Игра очень простая, мы её попробовали на троих, и поняли, что это слишком маленькая для неё компания. Но мне игрушка показалась многообещающей.

160929_igrokon_84
Вся игра – это всего лишь пара десятков карт

«Кодовые имена». Умная компанейская игра на ассоциации к словам. Играли на стенде GaGa Games в гигантский экземпляр. Как обычно – весело и прикольно, тем более, что мы ещё и победили. В очередной раз хвалю «Гагу», молодцы, что издали такую хорошую игру.

Master of Orion. Премьера нынешнего Игрокона-2016 оказалась очень даже неплохой. Это карточная стратегия на очки, к которой у меня есть несколько вопросов (как минимум мы не очень поняли зачем нужно «счастье» и пока не распробовали атаку на соперников, дизайн карточек мог бы быть лучше), но в целом игрушка очень даже годная. По моему мнению – геймплей на уровне «Поселенцев». А это, между прочим, мировой хит.

160929_igrokon_40
Моя "орионская" империя

«Храбрые зайцы». «Жестянка» от «Мира Хобби», маленькая детская игра в круглой металлической коробочке (как «Доббль»). Колода круглых карт поровну распределяется между игрокам. Все кладут свои карты в стопку рубашкой вверх, затем по очереди открывают по одной карте и выкладывают её в общую стопку в центре стола. При этом нужно складывать значения карт и следить, чтобы сумма не превысила 21. Если чувствуешь, что можешь «перебрать», пасуешь. Но можно рискнуть, вдруг вскроется карта с отрицательным значением. Очень простая и очень весёлая игра.

160929_igrokon_42
Весёлые и храбрые зайчата!

«Хватайка». Ещё одна «жестяная игрушка». Состоит из 36 карт, которые отличаются фоном (6 вариаций) и нарисованными на них животными (6 вариаций). Таким образом все карты в игре – это комбинация цвета и животного, все 36 карт – разные. Ещё тут есть 2 шестигранных кубика, один с цветами, другой с животными. В свой ход игрок их кидает, а потом все участники в реальном времени стремятся найти на столе карточку, соответствующую выпавшему результату («зелёный слон», «чёрная змея» и т.п.). Кто первый схватил карточку, тот берёт её себе и вновь кидает кубики. Игра идёт пока кто-то не накопит 6 карт.

160929_igrokon_43
Хватайте жёлтого паука!

«Айс-класс». Щелчковая игра с двумя отличительными особенностями. У неё внутри коробки есть ещё 4 коробки и из них собирается игровое поле. И ещё тут очень прикольные фишки пингвинов, по которым можно щёлкать, чтобы они летали по всяким разным траекториям. Один из игроков выбирается ведущим, он должен «осалить» своим пингвином остальных (т.е. дотронуться до них), все остальные должны проскочить своими пингвинами в несколько дверных проёмов. Игрушка очень забавная, в основном за счёт пингвинов с металлическим шариком, упрятанным в основание фишки. Он позволяет «пулять» пингвина по совершенно невообразимым траекториям (например, если щёлкнуть по голове, фишка может даже перепрыгивать стены!). Но в долгосрочной перспективе играть бы в такое я не стал. Щелчковые игры – не моё.

160929_igrokon_45
Всё это поле умещается в одну коробочку (которая справа внизу)

Quartermaster General: Victory or Death. Древнегреческая инкарнация Quartermaster General, игры, в которую мы играем каждую неделю вот уже целый год (аккурат с предыдущего игрокона). Военная стратегия, где игроки играют командами, а все действия совершаются при помощи карт. В версии Victory or Death число участников игры сокращено с 4 до 6, а правила чуток изменены. Мне эта версия понравилась по механике (тут немного упростили правила снабжения по воде, разрешили создавать временные точки снабжения и играть больше одной карты в ход), однако тема Пелопонесской войны – совершенно не близка, плюс с новыми, немного, но усложнёнными правилами, воевать в нашей компании мне будет не с кем. Игрушка годная, но не для меня. Я буду ориентироваться на новую версию «Генерала» про Первую мировую. Там тоже механику допилили и тема куда ближе к современным войнам, нежели чем гоплиты и триремы.

160929_igrokon_56
This is SPARTA-A-A!!!

Cry Havoc. Военная стратегия с ассиметричными сторонами. По сюжету на некую планету прибывают три корпорации и начинают захватывать полезные ископаемые, сражаясь друг с другом, а тут против них всех выступает ещё и местное население. По сути игра близка к Nexus Ops (строим войска на базе, продвигаемся вглубь территории, получаем жетоны находок и захватываем ключевые ресурсные точки), но механически устроена совершенно иначе. Все действия совершаются при помощи карт из личной колоды. В неё можно добавлять новые карты и заниматься декбилдингом. Боёвка безрандомная, но с изюминкой. Войска группируются по трём локациям, перевес в каждой позволяет захватить локацию, взять пленного и убить соперников. В сражении ещё можно применять боевые карты. На карте можно строить несколько видов зданий (у каждой расы свои), усиливающие войну или экономику. Всё вроде бы гладко и хорошо слеплено, игра хорошая, но на мой вкус Nexus Ops – про то же самое, только бодрее и динамичнее.

160929_igrokon_57
Три корпорации вторгаются на планету. В центре — чётвёртая сила, аборигены

«Стальные роботы». Свежая новинка от Юрия Ямщикова, игра про схватку боевых роботов на арене. Биться могут от 2 до 4 человек. Каждый робот – это набор модулей атаки, защиты, мотора и поворотного механизма. Само поле состоит из новых модулей, каждое перемещение заканчивается получением новой детали.

160929_igrokon_70
Игровое поле «Стальной арены»

Особенность игры в том, что активируемые модули «перегреваются» и для повторного использования нужно их охладить, пропустив ход. Из-за этого свои действия желательно рассчитывать так, чтобы была возможность не только как следует врезать по противнику, но и потом не получить сдачи. Также можно не сразу бросаться в атаку, а немного поездить по полю, собирая оборудование. Игрушка довольно-таки доступная, при большом количестве участников (мы пробовали её вчетвером) – по понятным причинам хаотичная (все бьют всех), вероятно таким составом интереснее играть пара-на-пару. В целом – всё хорошо.

160929_igrokon_71
Мой навороченный боевой робот

«Джентльменская сделка». Ещё одна игрушка, в которой нужно делить деньги. Каждый ход тут игрок тянет карту, где указана сумма (от 12 до 16 долларов). Её нужно поделить между остальными участниками игры, не показывая саму карту и предложить такой вариант, чтобы большинство проголосовало «за». Естественно, каждый говорит, что «опять выпало 12» и делит эту сумму, надеясь утаить часть себе. Помимо денег тут ещё нужно делить роли, позволяющие при определённых условиях получить дополнительный доход или влиять на исход голосования. Не зашла, как и «Пиратские короли».

160929_igrokon_74
Джентльменская сделка

«Доктор Паника». Весёлая игра для компании. Игроки перевоплощаются во врачей и должны в реальном времени успеть сделать операцию пациенту под писк медицинского аппарата (играть нужно с приложением на планшете или телефоне). Операция – это несколько заданий, для каждого нужно разложить компоненты в правильном порядке, принять нужную позу, ткнуть в определённые части тела или сделать что-то ещё. Так как всё делается на время, да ещё и звуки нагнетают атмосферу, игра проходит весело и забавно. Нам понравилось!

160929_igrokon_85
Операция прошла успешно! 🙂

В принципе, практически все мои планы в отношении новых игр реализовались. Хотел попробовать нового «Древнегреческого генерала» – попробовал. Поманили ребята на Cry Havoc – и в него сыграл. Заценил «Стальную арену». Из того, во что хотелось поиграть, мы не попробовали только «Гильдии Лаара» и Urland, но это ничего. Жаль, не получилось поиграть в настольный щелчковый футбол. На одном из стендов было несколько столов, но сколько мы к ним не подходили, всегда было занято.

160929_igrokon_68
Щелчковый футбол

Михаил Лойко и Дима с Олей раздразнили меня рассказами какая классная получилась Mare Nostrum: Empires. Мол, игру знатно допилили, где нужно, подтянули, что ненужно – отсекли. В ней стало меньше нудной торговли и больше интересной войны, и при этом игрушка осталась простой, с несложными правилами, доступной для новичков, и в то же время – глубокой и интересной.

Ещё я всё ходил и облизывался на Elder Sign: Gates of Arkham, которая продавалась на одном из стендов с иностранными изданиями игр за ~2400 рублей. У меня это дополнение давненько висит в вишлисте, всё хочется попробовать, но купить так и не решился. Уговорил себя, что не нужно. Во-первых, и так штук 20 игр в очереди «на поиграть» стоят. Во-вторых, я и базу-то не помню куда дел, надо сперва бы её найти, а то вдруг получится так же печально, как с Friday – куда-то игру дел, и так она и затерялась. В-третьих, на носу акция Secret Santa, а у меня вишлист и так небольшой, надо же, чтобы в нём что-то было. Наконец, если прям невтерпёж станет, в ноябре ещё «чёрная пятница» должна быть, может, получится урвать со скидкой.

160929_igrokon_26
Прилавок с иностранным изданиями

Улов с «Игрокона»

Домой мы вернулись с дополнительным багажом в виде одного большого пакета. В нём ехали 6 настольных игр и ещё парочка мелких приятных бонусов. Самое главное, что мы привезли из столицы – это Master of Orion. Экземпляр этой игры мы преподнесли в качестве подарка Максиму Гнеушеву, причём на коробке собрали автографы обоих соавторов. Подарок уже вручён, именинник крайне доволен.

160929_igrokon_75
Екатерина Горн и Игорь Склюев желают Максиму Гнеушеву приятной игры

Также я набрал несколько мелких, но приятных игрушек. Это, в первую очередь, «Прогулка в подземелье», приятный филлер на удачу, который вполне может потеснить на нашем столе «Порт-Ройал». Авансом взял «Зомби, ножницы, бумагу». Надо будет обязательно попробовать её в компании 5+ человек. Также из любопытства прихватил «Братство пара», микро-колодостроительную игрушку. И ещё приобрёл проверенную на «Игроконе» весёлую игру в жестяной коробочке «Храбрые зайцы».

160929_igrokon_77
Улов с «Игрокона»

Помимо этих настолок увёз домой подарок от Димы Тэлери – его Z-GAME, которой интересовался ещё на прошлом Игроконе, а тут, как раз, вторая редакция игры вышла. Обязательно будем пробовать, будет развёрнутый обзор. Ещё получил от Азгануш Рузавиной в подарок тряпочную сумку для настольных игр, а также прикупил в «Детском мире» случайно попавшиеся на глаза парочку наборов солдатиков от «Технолога». Интересно посмотреть и пощупать, чем эта компания сейчас занимается.

Самое запоминающееся

Этот Игрокон пролетел как одно мгновенье. Вроде бы, только-только сидели в поезде и говорили об ожиданиях от фестиваля, и вот уже прилетели домой и сходим с трапа самолёта. И о том, что ты побывал на Игроконе, свидетельствует только пакет с играми в руках, мозоли на ногах (за 2 дня по столице намотали 27 км пешком!), куча фотографий в телефоне, да ускользающее ощущение счастья. Но если задуматься, можно выудить несколько моментов, которые очень сильно запомнились.

Самое главное – это шок от первого столкновения с Гостиным двором. Когда ты входишь на Игрокон и видишь гигантское светлое помещение, в котором аккуратно расставлены столы, осознаёшь, как здесь просторно, здорово и круто! Это непередаваемо!

160929_igrokon_76

Ещё один крайне приятный момент – это поход в «Fарш» под предводительством Михаила Акулова. Преотличное место! Бургеры там просто выше всяких похвал, особенно «Брянский парень». Я так наелся, что аж не до игр было какое-то время.

160929_igrokon_37
В ожидании бургеров!

Очень понравились «пуфики» в пресс-зоне. Вечером первого дня я последовал примеру Юшина, увидел, как он лежит в углу, плюхнулся рядом и минут 15 с огромным наслаждением просто лежал, отдыхая от напряжённого дня. Вроде и недолго это было, но очень понравилось!

160929_igrokon_48
Поваляться на Игроконе – бесценно!

В этот раз на фестивале проводился аукцион. Прямо на сцену поставили стол с кучей коробок и начали по очереди выставлять их на торги. Зачитывается описание (название игры, русская или английская версия, состояние), называется начальная цена, а дальше простым поднятием рук участники аукциона голосуют, кто сколько готов отдать. Выходило так, что какие-то игры, вроде бы, ушли даже дороже, чем их можно взять в магазине. Наверное, это азарт сделал своё дело. Аукцион – вещь не только интересная, но и полезная. Прямо у меня на глазах Миша Лойко избавился от нескольких игр, заработав несколько тысяч рублей.

160929_igrokon_59
Следующий лот – «Эволюция»!

Ещё мне было очень приятно увидеть коробочку русской версии Clear for Takeoff, в которую мы играли на прошлом игроконе. Тогда она показалась мне очень приятной игрой, и теперь она будет издана на русском языке под названием «Взлёт разрешён!», да ещё и с моим отзывом на коробке, что очень приятно 🙂

160929_igrokon_47
Игрушка, действительно, хорошая!

Несколько интересных моментов не имеет прямого отношения к «Игрокону», но связана с ним. Пока мы в субботу утром убивали время перед открытием фестиваля, успели пройтись по ярмарке перед Манежной площадью, где были представлены удивительные «скульптуры» из тыкв и прочих овощей.

160929_igrokon_04
Фигурная резьба по тыкве

160929_igrokon_05
Портрет из овоща

160929_igrokon_06
На ярмарке

Ещё мы прогулялись по «Детскому миру» на Лубянке и вволю полюбовались на масштабные фигуры и конструкции из Лего. 

160929_igrokon_09
Верхушка ракеты из Лего высотой 18,5 м и весом более 4 тонн

160929_igrokon_11
Галя и лего-девушки

160929_igrokon_10
Кремль из Лего

А по дороге к «Детскому миру» Михаил Парийчук в переходе отведал какого-то неведомого японского напитка с желе. Мы подобные лакомства, кстати, впоследствии на «Игроконе» обнаружили на одном из стендов.

160929_igrokon_07
Михаил Парийчук и банка с содовой и желе

А ещё прямо перед и сразу после Игрокона мы с Михаилом Парийчуком записали аж два выпуска подкаста, наговорив суммарно на два часа. Я и забыл, какое это интересное дело. Будем пробовать наладить выпуск на регулярной основе, потому что разговаривать о настолках – это интересно!

160929_igrokon_78
Пишем подкаст в поезде (в упаковке чая — телефон-диктофон)

Наконец, не могу не упомянуть о ещё паре забавных эпизодов. Я уже говорил, что ко мне на игрокон приезжали знакомые из Москвы. И вот, веду я их по павильону, показываю что тут и где, и в этот момент ко мне подходит парень и просит сфотографироваться со мной. Конечно же соглашаюсь, ребята удивляются, мы фотографируемся и идём дальше. Буквально через пару минут ещё кто-то подходит с той же просьбой. Друзья уже крайне удивлены, что со мной на каждом шагу фотографируются. Но, главное, вот это я их провёл по Игрокону, два раза со мной сфоткались и всё! 🙂 Больше никто ни разу не подходил, это так совпало просто, что желающие сделать фото со мной нашлись как раз в тот момент, когда ребята пришли 🙂

Пожелания

После завершения игрокона обычно всегда думаешь, каким же будет следующий фестиваль, что изменится спустя год. В этот раз подобных мыслей нет и в помине. Если в 2017-м году Игрокон пройдёт в том же формате, на той же площадке, с теми же участниками – я буду счастлив. Ну а если «Мир Хобби» вдруг найдёт ещё большую территорию, или, например, зазовёт на фестиваль кого-то из зарубежных издателей или авторов настольных игр, это будет просто фантастика!

160929_igrokon_51
А вдруг через год «Игрокон» будет здесь?

В заключении я хотел бы ещё раз выразить своё восхищение организаторам. Потому что они сделали не просто лучший настольный фестиваль в России, но ещё и умудрились обустроить его в крайне сжатые сроки. Гостиный двор – не самая простая площадка с точки зрения организатора. Территория прилегает к Кремлю, нужны согласования с Федеральной службой охраны, да ещё и в сам павильон запускают только в 00:00 в день открытия фестиваля и просят освободить площадку в 23:59 в день закрытия. Понимаете, что это означает? На обустройство всего Гостиного двора стендами, стеллажами и прочим оборудованием, занос и раскладку игр, расстановку столов и прочие оргмероприятия было всего 12 часов до открытия фестиваля, а на вынос оборудования и товаров – 4 часа после его закрытия. Уж, не знаю как там всё это было, наверняка, кто-то невероятно устал, кто-то совсем не спал, а кто-то получил потом отгул, но ребята – справились! Причём, на отлично!

160929_igrokon_82
Это! Было! Круто!

PS: Николай Пегасов рассказывал, как в 2002 году, когда ещё не был ни «Мира Хобби», ни «Смарта», ни «Мира Фентези», в Гостином дворе была представлена небольшая торговая точка с настольными играми (тогда они выпускались от имени издательства «Астрель») размером 3х3 метра. В 2016 году эти же самые люди вместо крошечного пятачка сняли весь павильон. 14 лет – срок, конечно, немалый, но прогресс, на мой взгляд, просто невероятный! Я очень рад, что у нас есть друзья, способные на такие подвиги. Спасибо вам. Это был самый прекрасный Игрокон в мире!

Игровые мероприятия, Репортаж



Похожие записи
  • Как прошёл день рождения Авокадо-Кадавра
  • Прибыли «Взрывные котята»
  • Съедобные настольные игры
  • Мнения об «Игре года» на BoardGamer.ru
  • Весёлые картинки, № 359 – Поговорите с детьми о настольных играх
    1. SOU
      30 Сен 2016 из 9:09 | #1

      Интересный отчет!


    2. Илья
      30 Сен 2016 из 10:15 | #2

      Прекрасное описание Игрокона. Спасибо.


    3. pegasoff
      30 Сен 2016 из 10:55 | #3

      Не «Астрель», а «Хобби-игры» — времён «Ролемансера» и клуба «Лабиринт». 🙂


    4. Александр
      30 Сен 2016 из 10:56 | #4

      Спасибо за рассказ


    5. Андрей
      30 Сен 2016 из 11:31 | #5

      Отличный отчет! Аж дух захватывает от гордости за отечественные настолки! Очень жалею, что не попал на мероприятие, хотя и находился неподалеку проездом


    6. Сергей
      30 Сен 2016 из 12:27 | #6

      Скажите пожалуйста если выбирать между Master of orion и Поселенцами, что лучше


    7. Мист
      30 Сен 2016 из 13:15 | #7

      Спасибо оргомное, было очень интересно!


    8. hk
      30 Сен 2016 из 17:23 | #8


      Сергей :



      Скажите пожалуйста если выбирать между Master of orion и Поселенцами, что лучше





      Не могу с уверенностью ответить на этот вопрос, т.к. в Master of Orion играл всего полтора раза. Тем не менее, по игровому процессу MoO кажется мне не хуже «Поселенцев». И, учитывая, что «Поселенцы» стоят вдвое дороже, я бы рекомендовал Master of Orion к покупке.


    9. pilot63
      30 Сен 2016 из 23:10 | #9

      А Галя будет бейджик отрабатывать?)


    10. futb_all
      01 Окт 2016 из 3:02 | #10

      Монументальный отчет! Спасибо!


      ЗЫ: в зоне косплееров кто-то сделал фейспалм =)))


    11. ilych
      01 Окт 2016 из 4:05 | #11

      @pilot63

      Щас тебязаставим отрабатывать, марш уроки делать!

      Автору отчёта — долгих лет!


    12. ilych
      01 Окт 2016 из 4:11 | #12

      Кст. Юшин почему то на многих фото в кадр кривляется, складывается ощущение что вокруг него искривленно пространство. И фото с этого отчёта — прямое доказательство. Соседа попавшего в это искревляющие поле, смотрите, тоже искривило! 🙂


    13. yushin
      01 Окт 2016 из 22:13 | #13

      @ilych


      Юшина не существует


    14. ilych
      02 Окт 2016 из 5:58 | #14

      Ок. Поверю на слово. Но все равно, еще какое-то время понаблюдаю за им.


    15. pilot63
      02 Окт 2016 из 12:46 | #15

      @ilych

      Хамишь, парниша.


    16. ilych
      02 Окт 2016 из 13:19 | #16

      ну надо же! ты про отработку шутишь, а я хамлю! феноменально!


    17. z0z1ch
      03 Окт 2016 из 9:59 | #17

      @ilych

      Лично я подумал про написание отчета, но каждый думает в меру своей испорченности.


    18. azazel
      06 Окт 2016 из 15:16 | #18

      «Вовсе не удалось пообщаться с Сергеем Мачиным и Иваном Туловским. Я бы у них в очередной раз поспрашивал как там, хоть как-то ещё теплятся планы насчёт нового «Зельеварения».»


      Никак не теплятся. Сергей Мачин, как он мне объяснил, практически отошел от настолок и занялся изготовлением аксессуаров и органайзеров к ним. Насколько я понял люксовские пластиковые жетончики монет для локализации «Стамбула», а также разнообразные органайзеры-вкладыши из фанеры его рук дело.


    19. hk
      06 Окт 2016 из 21:05 | #19

      @azazel


      Ну, видимо так сложилась жизнь, что производством аксессуаров получается заработать значительно больше. Или совсем никак с творческим процессом. В любом случае лично мне – жаль.


    20. Дима Тэлэри
      07 Окт 2016 из 0:42 | #20

      Приятно было увидеться!


    21. Стас
      07 Окт 2016 из 22:37 | #21

      Если сможете, передайте редакторам «Взлёт разрешён», что в «блогере» одной «Г» достаточно, так как там просто нечего удваивать.


    22. Pard
      08 Окт 2016 из 0:07 | #22

      @Стас

      И что в русском языке есть такая буква «Ё» — с двумя точками сверху. Не стоит столь явно демонстрировать свою безграмотность на коробке.


    23. mmm
      08 Окт 2016 из 11:41 | #23

      @Pard


      Минобрнауки России разъяснен порядок применения буквы «ё» в официальных документах


      Минобрнауки России от 01.10.2012 N ИР-829/08 «О правописании букв «е» и «ё» в официальных документах»


      Закон обязывает при заполнении документов использовать нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации. В настоящее время применяются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, в которых указано, что буква «ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.


      Минобрнауки России сообщает, что судебная практика по данному случаю исходит из того, что на основании вышеуказанных правил, написание букв «е» и «ё» приравнивается. Написание буквы «е» вместо «ё» и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют. Кроме того, судебный прецедент при рассмотрении дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния разрешается в пользу заявителя (истца).


      P.S. Прежде чем умничать, надо твердо знать предмет.


    24. mmm
      08 Окт 2016 из 11:54 | #24

      @Стас


      В русском языке слова блогер не существует. Мы можем позволить себе использовать только транслитерацию.


      p.s. Спасибо за внимание к деталям. Мы регулярно находим грамматические ошибки в авторитетных журналах. Уверены, что и в нашем тексте они будут. Будем исправлять в следующих тиражах.


    25. Pard
      09 Окт 2016 из 1:00 | #25

      @mmm

      Это разъяснение — для разруливания ситуаций с документами, когда какой-то тупарь в имени или фамилии букву «ё» не написал. Все солидные издательства букву «ё» в своих текстах печатают. Вы ещё немцам попробуйте доказать, что их умляуты тоже писать не обязательно!


      В именах собственных РЕКОМЕНДУЕТСЯ букву «ё» писать всегда, чтобы не было разночтений. Но раз у вас это не название игры, а так, фигня, то можете и не писать. Иностранцы так и будут произносить русское название: «vzlet razreshen» вместо «vzlyot razreshyon», да ещё ставя ударение от балды.


      /И, надеюсь, что игру за эти месяцы доработали — прошлая, провалившаяся на «Кикстартере», версия была неиграбельна, что все (в том числе и я) бесполезно пытались автору сказать.


    26. JamarAli
      02 Ноя 2016 из 22:41 | #26

      После прочтения стало еще более обиднее, что я сам не доехал до Игрокона в этом году 🙁


    1. Трекбеков пока нет.