Игрокон-2013. День первый

Вчера, 14 сентября, прошёл первый день Игрокона-2013, фестиваля настольных игр в Москве, организованного крупнейшим российским настольным издательством – Миром Хобби. Фестиваль проходил в культурном центре «Зил» на станции метро Автозаводская (зелёная ветка, первая станция вниз от кольца). На мероприятии побывали практически все представители настольной индустрии, а также известные сетевые личности.

По расписанию режим работы фестиваля был обозначен с 10.30 до 20.00. Я дисциплинированно прибыл на место примерно в 10.20 и застал самое-самое начало. Сперва передо мной открылся пустой холл, в котором практически никого не было. Однако уже за пару минут до официального открытия выставки снаружи образовалась небольшая очередь из желающих попасть внутрь, человек примерно двадцать. Но двери были заперты, а изнутри был ещё представлен охранник. Скорее всего, появись я пятью минутами позже, пройти в «Зил» не получилось бы, пришлось бы встать в общую очередь и ждать открытия. 

Воспользовавшись возможностью, я прошёлся по всем трём этажам выставки и, фактически, застал последние приготовления к приёму посетителей. Первый этаж был отдан под торговые точки. Напрямую от входа гостей встречали Мир Хобби (по левую сторону) и Игровед (по правую сторону). Витрины были забиты под завязку. 

У МХ были как проверенные хиты типа Манчкина и Ужаса Аркхэма, так и новые игрушки, в том числе появившаяся сравнительно недавно линейка абстрактных игр и, конечно же, самая горячая новинка, World of Tanks: Rush. Карточная настолка отечественного производства, явно заинтересовавшая многочисленных поклонников одноимённой настольной игры. По слухам МХ собрал огромный объём предзаказов на игру. Значительная часть тиража была, фактически, продана заранее.

На прилавке Игроведа также было очень много разных хороших игрушек. Тут и проверенные абстрактные хиты от Gigamic, и зарубежные издания Memoir ’44 и Small World и часть игр из ассортимента Звезды, например, Плоский мир и Андор. Сама Звезда, кстати, на фестивале представлена не была.

Также на первом этаже слева от входа разместилась стойка ещё одного официального участника фестиваля – студии Pandora Box, специализирующейся на различных аксессуарах для настольных игр, но в основном на кубиках. О, кубики, тысячи их! Одному только небольшому прилавку Пандоры можно посвятить отдельный рассказ.

Такое впечатление, что тут есть кубики любых расцветок, любых форм и с любым количеством граней. Плюс ещё тематические наборы специально для конкретных игр, например, под тот же Ужас Аркхэма. На одном столе с Пандорой уместились и Правильные игры. Фоном к многочисленным кубиками были коробки с Эволюцией, Зомби!, Фартом и прочими игрушками из ассортимента ПИ.

Ещё на первом этаже было представлено несколько настольных игр в огромном масштабе. Тут разложили гигантский экземпляр Каркассона. Для меня это было не в новинку, мы его ещё на Тишинке наблюдали. А, вот, например, Черепашьи бега с громадными черепахами и масштабным полем – это для меня был сюрприз. Не ожидал!

Тут же была ещё странная на вид урна, набитая огромными винными бутылками и пакетами с молоком. Как оказалось, это новинка от Мира Хобби, игрушка на ловкость под названием Большая уборка. В ней нужно заполнять урну бутылками и пакетами и складывать их так, чтобы они не упали. Настолка пока ещё не издана, её как раз на фестивале должны были показать впервые.

Второй этаж был целиком отдан под игротеку. Здесь было множество столов, куча демонстрационных копий игр, любую из которых можно было свободно взять и изучить. Здесь же расположился пункт общественного питания, где можно было перекусить всякими пирожками, запивая их чаем или кофе. Большая часть пространства была отдана под столы Мира Хобби (они выделяются на фотографиях характерными синими скатертями), меньшая часть предназначалась для Игроведа. Пространство второго этажа было украшено несколькими баннерами МХ, а также разместившейся на окне огромной фигурой Конга из Повелителя Токио.

На третьем этаже была обустроена турнирная зона. Здесь были зарезервированы столы для финального этапа игр по Каркассону, а также для локальных турниров по карточной Игре престолов и карточным же Звёздным войнам. Для победителей были заранее заготовлены отличные грамоты, а также призы. Например, за первое место в турнире по Престолам полагался железный трон, ровно такой же, как в сериале от HBO (разумеется, не полноразмерная копия). Победившему в карточную Star Wars была заготовлена фигурка Боббы Фетта. А всем участникам турнира по Каркассону полагались специальные турнирные пакеты, состоящие из мешочка, подставки для чашки, прямоугольная листовка (календарик?) и кругляш «Все дороги ведут в Каркассон».

Пока я гулял по этажам, на фестиваль стали подтягиваться и посетители и организаторы. Первым я встретил Михаила Акулова из Мира Хобби. Повидался с Азгануш Рузавиной (Pandora Box), вскоре появился Николай Пегасов с супругой.

Ещё через какое-то время к нам присоединился Сергей Голубкин, и мы решили во что-нибудь поиграть. Уселись за один из свободных столиков на втором этаже (тогда свободный стол ещё можно было найти без проблем) и разложили новинку от издательства Геменот, игру Мой зоопарк – лучший!.

Придумал её, кстати, Дмитрий Ляшук, известный украинский игродел. Кажется, именно его имя стоит на коробках с Эвакуацией, Заражением и другими известными хитами из братской республики. Только, в отличие от упомянутых игр «Мой зоопарк», по всей видимости, плод собственного труда Дмитрия. По крайней мере никто пока не обнаружил аналогичную настолку на западном рынке.

Зоопарк – достаточно простая игрушка. В ней каждый игрок становится распорядителем зоопарка, перед которым стоит задача заполнить пустующий зоопарк различной живностью. Выглядит это так: у каждого игрока есть планшет с размеченными местами под животных. Каждое такое место состоит из 1, 2 или 3 ячеек, в которые нужно разыгрывать карты. Карты это животные и есть. Причём, некоторые животные состоят из двух или трёх карт. Например, лев собирается из двух половинок. Чтобы собрать слона надо три карты. Есть, разумеется, и животные, умещающиеся в одну карту. За занятые в зоопарке локации начисляются очки, так что чем у вас больше животных, тем выгоднее.

В свой ход игрок должен либо сыграть 1 карту, либо набрать 2 карты. Играть можно карты как в свой зоопарк, так и в чужой. В свой понятно зачем, за это начисляются очки. Использовать же карту на зоопарк соперника можно, чтобы нарушить чьи-то планы. Например, собрал кто-то две части слона, а ты ему – ррраз! – голову бегемота. А за подобных «мутантов» очки не начисляются. Можно напакостить и иначе, если у игрока образуется два или более одинаковых животных, ни одно из них не приносит очков, что очень печально. Понятно, что сам себе одинаковые карты не положить, а вот товарищи могут подсобить.

Игрушка достаточно занятная, но весьма простая. Некий выбор в ней есть, но линия поведения явно определяется доступными картами, так что, как мне кажется, пару раз сыграть можно, а потом – приестся. Но это опытным игрокам. Детям же (а рассчитан Зоопарк именно на них), должно быть интереснее. И отдельно хочу отметить оформление игры. Животные выглядят очень классно.

Следом была игра Запретные слова от Николая Пегасова. Очень простая, даже незамысловатая: все по очереди кладут на стол карты с буквами. Если после хода какого-нибудь игрока собирается слово, его произносят в слух и радуются, а тот, кто сыграл последнюю букву, забирает всё слово себе в штрафные очки. Тот, кто первым наберёт 10 очков получает почётное звание «Грамотея» и идёт читать букварь.

Игра явно компанейская, весёлая и задорная. Мы играли в «Слова» большой компанией, человек из 5-6 и было очень забавно. Совместные попытки родить какое-нибудь слово после каждой новой буквы неизменно приводили к весёлым перепалкам и довольным ухмылкам при удачных находках. Однозначно хорошая игра, мне понравилась. В плане «игр с буквами», считаю её куда интереснее, например, Ундервуда.

Следом на столе появилась ещё одна игрушка Голубкина – Купи слона!. Я про неё уже рассказывал, это модифицированное «Верю – не верю» со спецкартами. В силу запрограммированной необходимости обманывать товарищей партия проистекала очень весело с явными и неявными подставами. Игра достойная, а спецкарты придают ей некую завершённость. Нравится.

И сразу после попробовали почти то же самое, Завриков Николая Пегасова. Тот же самый принцип, почти те же самые правила, только другое оформление и другие спецкарты. Заврики изначально понравились мне оформлением, но игровой процесс показался менее насыщенным, чем в Слоне. Во-первых, тут нет спецкарт (точнее, есть, но мало и они не ощущаются). Во-вторых, тут не очень понятно как называются некоторые животные. В-третьих, несмотря на более пёстрое и небрежное оформление, графика в Слоне, как ни странно, лучше подходит к типу и настрою игры.

Пока мы азартно рубились, на Игроконе появилось ещё множество знакомых и известных личностей. Приехали Максим Истомин, Иван Попов, Максим Трофименко, Денис Настолкин, Тимофей Бокарёв, Александр Булгаков, Максим Верещагин, Евгений Масловский с дочерью Марией, Алексей Зуйков, Евгений Никитин, Алексей Коннов, Иван Туловский, Алексей Сапонов, Пётр Тюленев, Михаил Лойко, Александр Пешков, Владимир Максимов, Алексей Кабанов. Довелось познакомиться и с новыми людьми. Так, на фестивале был Абат Нагмет (boardgamer.kz), Вадим Лобов (свободный игродел), Дмитрий Чигинов (клуб «Играния»). Повидался с Ириной aka mix, помогающей Игроведу на каждом крупном мероприятии. Пересеклись с самарскими участниками Чемпионата по Каркассону Юлианной Шевцовой, Иваном Андреевым и Алексеем Кривовым. Вообще, было такое впечатление, что каждые пару минут кто-нибудь подходил, очень много было знакомых!



После нескольких партий в изданные настолки пришло время прототипов. Первым на столе появилась неожиданная карточная версия Метро 2033 от Евгения Никитина. В игрушку мы до конца не доиграли, так что судить о ней пока рано. Скажу лишь, что она а) на пятерых явно затянута и б) это не мой тип игр, тут всё построено на манипуляциях с картами, наподобие Инновации и Race for the Galaxy. Хороша она или плоха – не знаю, не распробовал

Следом шла Алиса в стране чудес от Трёхгранника. Эту игру я уже видел на Тишинке, но сейчас её полностью переделали, только название осталась и основная идея – играем обычной карточной колодой. Механика же стала совсем иная и, на мой взгляд, игра испортилась. Мы просто механически играем карты, периодически устраивая на столе открытую версию пьяницы, когда нужно выложить на чужую карту свою, но большего достоинства. Ничего интересного тут нет, есть карта – играешь, нет карты – не играешь. Не понравилось категорически.

Потом я отвлёкся на обед, ребята без меня опробовали какой-то безымянный кооператив от Жени Никитина, а затем я стал буквально разрываться, чтобы успеть пообщаться о всеми, с кем хотелось. Немного поиграл с Иваном Туловским в Шахты от Трёхгранника, которые я пробовал прошлым летом в виде прототипа. Игрушка готова к изданию, только, на мой взгляд, у неё не самое лучшее графическое решение. Карты все выполнены в тёмной гамме, я бы предложил их осветлить. А на самих картах иначе расположить ключевые символы, в логической последовательности слева направо, а не так, как сейчас: справа налево, сверху вниз, против часовой стрелки. Что касается самого процесса игры, он не изменился. Мы разыгрываем карты с цифрами на общие шахты, потом забираем их себе и играем карты на собственные шахты. Ничего сверхъестественного в игре нет, она примерно на одном уровне с большинством настолок из ассортимена ПИ, примерно как Синоби или Фарт.

Побеседовал немного с Александром Пешковым, с Вадимом Ломовым, и не успел пообщаться с Петром Тюленевым, который придумал какую-то игрушку и хотел мне её показать. Увы, Петру уже было пора уходить.

Зато удалось вживую наконец-то пообщаться с Александром Булгаковым, который трудится не покладая рук на Тесере, но, к счастью, вырвался на Игрокон! Мы вместе отправились смотреть презентацию World of Tanks: Rush, которую вели Николай Пегасов, Михаил Акулов, Вячеслав Макаров и Алексей Калинин. Последние двое представляли компанию Wargaming, создателя оригинальной компьютерной World of Tanks.

Презентация получилась очень живой, ребята рассказали о работе над игрой, а затем из аудитории последовало много вопросов. Несмотря на то, что презентация проходила где-то в недрах Зила, куда мы с Булгаковым чудом нашли дорогу, аудитория была забита целиком, человек 100-150 присутствовало. Состояла презентация из двух частей, сначала рассказывали про настольную игру, а потом начали что-то там про танки. Я в этот момент покинул лекционный зал. Первую часть презентации я записал на видео, скоро опубликую.

Ну а потом мы засели за Quattro. Мне удалось усадить за стол Максима Трофименко, к нам присоединились ещё Юлианна Шевцова и Юлия Попова, а также Роман и Олеся, кажется, помогающие Игроведу. В Quattro игроки выкладывают на стол квадратные карточки, которые надо подкладывать к картам, уже лежащим на столе, чтобы у них совпадали фигуры на сторонах. Короче, принцип домино или Каркассона. У каждой карты есть достоинство – количество очков, в которое оценивается её розыгрыш. Это число засчитывается за каждую сторону карты, которая соприкасается с картами на столе. Если игрок не может сыграть карту так, чтобы набрать столько же, сколько предыдущий игрок, ему засчитывается минус. Кто первым наберёт минус 400, проигрывает.

На бумаге всё выглядит немного сумбурно, но это лишь потому что я пишу уже в три часа ночи. На деле же всё прекрасно. Игрушка всем понравилась. Она бодрая, живая, объясняется и схватывается на лету и, главное, совершенно не скучная.

После Quattro мы проводили Максима Трофименко, затащили за стол Алексея Зуйкова и сыграли партию в Riff Raff, в игрушку на ловкость, где надо выкладывать разные предметы на балансирующий корабль. Игра не только понравилась всем игрокам, но и собрала вокруг нашего стола десяток зрителей, наблюдающих за драматической качкой судна. 

После Riff Raff Михаил Лойко показывал нам Маленького принца, настолку про выкладывание тайлов. В ней все игроки собирают по планете размером 4х4 тайла. Каждый ход кто-то берёт 4 тайла, один оставляет себе, три других отдаёт кому-то ещё. Тот игрок также берёт себе 1 тайл и передаёт остальные дальше и так далее. Так при помощи драфта разыгрываются фрагменты планеты. Фишка в том, что на каждом тайле изображены разные элементы, и в игре есть ключевые тайлы, определяющие условия подсчёта очков. Они также расходятся по игрокам и получается, что каждый получает очки за что-то своё. Например, кто-то может выйти в плюс, если у него есть деревья, кто-то получает очки за звёзды, кто-то – за животных. И тут важно следить за другими игроками и не отдавать «вкусные» частички планеты в чужие руки (но и не забывать отхватывать себе самые выгодные куски). Настолка рабочая, немного напоминает Мондо, но выкладывание тайлов – одна из моих нелюбимых механик. Поэтому играть в Принца ещё – неохота.

Под конец выставки мы сели слушать правила World of Tanks: Rush. Они оказались несложными. Игра колодостроительная. Каждый игрок получает в начале партии 6 карт и 3 базы. Ещё 4 карты выкладываются в открытую из общей колоды. Это – карты, доступные к покупке. Ходы делаются следующим образом, в свой ход игрок набирает 3 карты, после чего играет их. Картами можно оплатить покупку новых карт, можно активировать особое свойство карты, можно напасть на базу противника или защитить свою базу.

Свойства карт просты и понятны: купить карту такой-то стоимости, взять из колоды новые карты, выкинуть из колоды такие-то карты, поднять карты из отбоя, обновить доступные для покупки карты и т.п. 

Основная игра – она в атаках. Игроки могут нападать на чужие базы. База погибает с двух атак и уходит в колоду игрока, её уничтожившего (она засоряет колоду, но приносит очки в конце игры). Если у кого-то убили три базы, партия заканчивается, все считают очки. Чтобы твои базы не убили, их можно защитить танками – положить на них карты. Тогда надо убить сначала защитный танк (он слетает в отбой игрока, а нападающему даётся карта медали с победным очком) и только потом можно атаковать базу.

На первый взгляд кажется, что нужно просто первым уничтожить как можно больше баз. Но на деле всё не так. В каждой партии есть несколько заданий, выполнение которых приносит приличные очки. Например «Соберите больше всех тяжёлых танков» или «Уничтожьте больше всех врагов танками такой-то нации» (в игре представлена техника 4-х стран, за успешную атаку танком дают медаль соответствующей страны). Так что по большому счёту ориентироваться надо именно на эти цели. Хотя новичкам, мне кажется, будет сложновато. Я когда с друзьями буду играть, попробую первую партию без целей, а потом – с ними. Чтобы погружение в игру было постепенным.

Мы одну партию попробовали сыграть. Вроде неплохо. Я опасался явного провала, как, например, с Кингс Баунти, которая на мой вкус вообще никакая. С танками не так. Тут, чувствуется, игра есть. Надо пробовать нормально, поиграть хотя бы 2-3 целые партии.

Уже после окончания первого дня Игрокона (нас почти выгнали, потому что всё уже закрывалось, а мы всё сидели смотрели на обалденные фигурки инопланетян из XCOM, сделанные Михаилом Лойко), я попал в клуб «Играния», где проходил чемпионат по Android: Netrunner. Собственно, там мы и успели немного попробовать World of Tanks: Rush, пока доигрывалась финальная партия, а потом я сказал несколько слов на камеру и поблагодарил организаторов и игроков.

Времени уже было немало, но мы ещё успели посидеть узким кругом в ресторанчике: Михаил Акулов с супругой, Александр Булгаков и ваш покорный слуга. Было очень здорово со всеми пообщать и, если бы не закрывалось метро, мы бы так бы сидели, сидели и сидели. Но, увы, пришлось сворачиваться. Всё было очень здорово, всё было классно, но, увы, первый день Игрокона-2013 подошёл к концу.

Продолжение следует…

Игровые мероприятия, Репортаж



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 397 – Uno 2K
  • Весёлые картинки, № 395 – Эссен-2017
  • Весёлые картинки, № 531 — Шахматные мемы
  • Весёлые картинки, № 257
  • Эссен-2015. День второй
    1. Вадим Лобов
      15 Сен 2013 из 9:52 | #1

      Отличная выставка. Все очень понравилось.

      На игротеке играл мало, я, в основном, смотрел, но кое-что рассказать могу.

      IRONDIE

      Да, металлические кубики. В наборе 9 кубиков: 3 атака, 3 защита и 3 — жизнь.

      Игра на двоих и заключается в постоянном «метании» этих самых металлических кубиков.

      Наборы кубиков бывают разного цвета, в соответствии с цветом разные кубики по-разному называются и по-разному действуют. Можно комбинировать кубики.

      Но это уже для продвинутых игроков, досконально разобравшихся в механике игры.

      Правила простые, для любителей бросать кубики самое оно.

      Сами дайсы сделаны великолепно. «Берешь в руку — маешь: Вещь!»

      Литье шикарное, правда краска со времением стиратся. И это было видно на том наборе, которым играл я. Но от этого кубики не стали менее привлекательными. Скорее они стали более винтажными или «потрепанными в боях». Кому как нравится.

      Это не мой тип игры, но, вероятно, я попробовал бы сыграть в нее еще раз в более спокойной атмосфере.

      Кстати, для ПНП изготовление такой игры — просто сказка )) Конечно кубики не будут такими красивыми и притягательными, но суть игры сохранится.


    2. Mazz_O
      15 Сен 2013 из 12:27 | #2

      Туловскому не понравится такая опечатка =) И кстати Рома и Олеся — просто мои друзья, кототорых я привёл на игротеку. =)


      А кваттро классная!


    3. Scorpius
      15 Сен 2013 из 13:07 | #3

      Насчёт опечатки…»Иваном ПопоТуловским» это жесть…:) Я даже не сразу понял что речь о Правильных Играх, ещё подумал, ну и фамилия у человека. Только потом дошло, что ПопоТуловский, на самом деле тот самый Туловский. Реально жесть. Надо бы исправить, а то такая опечатка с фамилией по моему ни кому бы не понравилась…


    4. Вадим Лобов
      15 Сен 2013 из 21:43 | #4

      А как вообще такая опечатка могла получиться?


    5. SergGold
      15 Сен 2013 из 22:48 | #5

      Ну подозреваю, что есть Иван Попов (Мир Хобби) и Иван Туловский (ПИ).

      Тут они слились в одного человека 😉


    6. Scorpius
      16 Сен 2013 из 12:23 | #6

      Как то не хорошо они слились 🙂


    7. hk
      17 Сен 2013 из 22:55 | #7

      @Вадим Лобов


      Вадим, было приятно познакомиться. Надеюсь, при следующей встрече будет возможность пообщаться не в таком сжатом формате.


    8. hk
      18 Сен 2013 из 23:16 | #8

      @Mazz_O

      @Scorpius

      @Вадим Лобов

      @SergGold


      Ивану приношу извинения за опечатку.

      А причина её вполне прозаична. Отчёт писался глубокой ночью на чудом Asus EEE PC, ужасно тормозящем, да её и в состоянии жуткой сонливости. Набрал автоматом фамилию Попова, нажал пять раз backspace, а комп протормозил и сработало только одно нажатие. Вот и весь расклад.


    1. Трекбеков пока нет.