Две выездные игротеки + первые впечатления от «Тантрикса»

На прошлых выходных клуб Треугольный ёж организовал в Самаре сразу две выездные игротеки подряд – в субботу и воскресение. В субботу мы были в парке им. Гагарина, где проходил какой-то локальный праздник для читателей одной из массовых газет. Для посетителей парка было предусмотрено множество развлечений: аттракционы, конкурсы, призы и подарки. Одной из точек притяжения для горожан стала и небольшая площадка между различными каруселями и мини-вариантом американских горок. В воскресение Самара отмечала день города, и в честь этого события была предусмотрена обширная программа в другом городском парке, где также нашлось место и для настолок. 

Субботняя игротека должна была стартовать сравнительно поздно – в 13.00. Но для меня лично это оказалось достаточно рано. К своему глубокому удивлению в субботу я проснулся только в полдень, хотя обычно встаю на 2-3 часа раньше. Быстренько собрался и помчался в парк. На месте почти сразу нашёл характерную площадку – под красными зонтиками «Кока-колы» расположились 8 небольших круглых пластиковых столов. Вокруг каждого – по 4 стула.

С собой я притащил несколько игр: Камисадо (быстрая и простая, на двоих), Loot (надо же его опробовать большой компанией), Intrigue (дабы компенсировать неудачную попытку сыграть на прошлой неделе), Тантрикс (интересно было попробовать поиграть) и Hive (куда же без неё!). И ещё – Барабашку, чтобы было что показывать детям. На месте уже была разложена целая лавка настолок, которые принёс Максим Гнеушев. Тут были и всякие детские игрушки типа Головоногов, Тачек и Простоквашино, и карточные игрушки, и даже несколько больших коробок: Nexus Ops, Ticket to Ride, Колонизаторы.

Кажется в этот раз я работал почти наравне с организаторами: в своё удовольствие играл мало, больше показывал и объяснял игры посетителям. Подходили к нам в основном мамы с детьми, причём довольно маленькими, первоклашки и даже ещё младше. Им я обычно показывал стандартный набор: Барабашку (игра на логику) и Черепашьи бега (простенькая детская настолка). Если просили что-нибудь ещё, мы демонстрировали Головоногов. Кто-то раскладывал Простоквашино про обучение азбуке.

Одни из первых посетителей упросили меня сыграть с ними в Тантрикс. Они откуда-то слышали об этой игре и очень хотели её попробовать. В правилах Тантрикса есть три варианта: соло-партия; обычная игра для 2-4 игроков (называется «стратегический вариант») и ещё упрощённая компанейская версия, в которую могут играть до 6 человек. Мы сели играть вчетвером в обычный вариант.

Правила «стратегической игры»: каждому игроку выдаётся по 6 фишек. Первый игрок в свой ход ставит на стол любую фишку. Затем начинают делать ходы все остальные игроки. Новые тайлы размещать нужно так, чтобы изображённые на них разноцветные линии всегда совпадали по цветам. Красные линии должны продолжаться красными отрезками, синие – синими и т.п. Один цвет не может «перейти» в другой ни в коем случае – такие ходы запрещены.

У нас вышла небольшая проблема с действиями игроков. Ещё когда я первый раз читал правила Тантрикса, то понял, что что-то здесь не так. Самый главный раздел, где объясняется что должен и что может сделать игрок в свой ход, описан довольно коряво. Есть впечатление, что автор текста до этого ни разу не видел правила современных игр.

Короче говоря, первую партию мы играли так: в свой ход игрок может выставить на поле 3 новых тайла. Первым он обязан закрыть «дырку» — т.е. поставить тайл в любое место, с трёх сторон которого уже имеются гексы. Вторым ходом можно положить гекс куда угодно, а третьим – снова закрыть дыру. Первый и третий ход делаются не всегда, а только в тех случаях, когда на поле имеются дыры и когда у игрока есть подходящие к ним фишки (помните, что цвета на гексах всегда должны совпадать!). В конце хода игрок набирает до 6 фишек.

Уже первые ходы показали, что с игрой что-то не так. Слишком сложно было нам определиться, какой гекс куда можно положить. Особенно тяжело с дырками – в каждую ведёт три цветных отрезка. Попробуй-ка определись, есть у тебя подходящая фишка или нет. Дошло до того, что мы выложили все свои гексы перед собой на стол, в открытую и по очереди крутили их над столом, прикидывая, подходит выбранная фишка на приглянувшееся место или нет.

Несложно догадаться, к чему всё это привело – ход каждого игрока длился ощутимое количество времени, а так как за столом нас было четверо, своей очереди приходилось дожидаться несколько минут. Всё это было довольно тягостно и под конец партии ребята, которые сами звали и просили меня показать им Тантрикс, уже не горели энтузиазмом и готовы были прекратить партию досрочно. От этого решения их удерживала одна девушка, которая оказалась единственной, кому игра понравилась. Поддавшись на её уговоры, мы доиграли партию до конца. 

Мысли о том, чтобы сыграть ещё раз не возникло ни у кого. Я, честно говоря, такого не ожидал. Внешне Тантрикс мне понравилась, а соединение цветных линий – неплохая идея игры, я рассчитывал, что будет куда интереснее. Из-за неудачного первого знакомства я решил пока отложить её в сторону, внимательнее изучить правила, а потом сыграть ещё.

Ещё мы играли впятером в Loot, и партия всем понравилась. Игра представляет собой несложный филлер с псевдо-аукционной механикой. Пять человек, по-моему, для неё – идеальный состав. За столом образуется довольно много действий и конфликтов. Потом состоялась шикарная партия в Интриги, в которые мы также сыграли впятером. Остальные четыре игрока видели её впервые, так что я быстренько объяснил им правила, и мы начали. Собственно, тут и объяснять-то особо нечего: отправляешь работников наниматься к другим игрокам, а те определяют в каком размере тебе платить зарплату. Чтобы тебя приняли на повышенный оклад, ты даёшь потенциальному работодателю взятку. Бывает, что претендентов на одно место – несколько. А взять могут только одного. В таком случае каждый игрок даёт взятку, чтобы приняли именно его работника.

Бывают ситуации интереснее. Например, Маша отправила работника к Пете, а Петя – к Маше. В таком случае при распределении вакансий у Пети Маша может не только соблазнять его деньгами, но и напомнить, что буквально через пару минут ситуация за столом изменится и в роли просителя окажется уже Петя. Ближе к концу игры становится ещё интереснее – когда приходят кандидаты на уже занятые вакансии. Тут старые договорённости могут пересматриваться. Несмотря на общую «злую» направленность игры, построенной на интригах, обмане и предательстве, наша партия получилась крайне доброй и ужасно весёлой. Взрывы смеха раздавались за нашим столом по нескольку раз за ход, привлекая внимание не только остальных игроков, но и проходящих мимо посетителей парка.

Очень нравится мне ещё и то, что Интриги действуют как проявитель, обнажая личностные качества игроков. Кто-то добросовестно соблюдает достигнутые договорённости. Кто-то безжалостно обманывает соперников. Кто-то трясётся над каждой монетой. Это здорово ещё и потому, что у нас за столом все эти обстоятельства немедленно перерождаются в весёлые шутки 🙂

Всего за субботу на игротеке побывало около сотни человек, может, чуть больше. Одномоментно наша площадка могла вместить около 25 игроков, и в течение всего дня свободных мест почти не было (периодически кому-то даже не хватало стульев). Закончили мы работу в седьмом часу вечера. Самое удивительное – что в течение всего дня, и, особенно, в самом начале работы игротеки накрапывал дождь, но до него никому не было дела!

* * *

В воскресение состоялась ещё одна игротека. На этот раз – в Загородном парке. Три месяца назад мы уже там были – на дне настольных игр. В этот раз нам выделили территорию чуть подальше от входа, но тоже у главной аллеи. Эта игротека была посвящена дню города. В парке устроили всякие развлечения, собрали художников, иллюстраторов, аниматоров и т.п. Включили в программу и настольные игры.

На этот раз я прибыл без опозданий, минут за 40 до официального старта программы. Максим Гнеушев и компания уже были на месте и как раз намеревались собрать шатёр, предоставленный организаторами праздника. Шатёр – та ещё конструкция. Представляете, лежат на земле какие-то железяки, ещё есть пакет с шурупами, и всё – ни инструкций, ни правил. Собери сам 🙂

На первый взгляд это казалось сложным, но как только мы стали складывать детали и прилаживать их одну к другой, сразу же стало понятно как собирается эта палатка. Тем более, что вскоре подошли ещё ребята. Вчетвером мы быстро свинтили эту немаленькую махину, немного покрутили её так и эдак и вскоре шатёр уже стоял на земле. Но он был сравнительно небольшим, так что в него мы просто поставили «лавку» с играми, а столы разместили снаружи.

Тут наше внимание обратили на себя соседи. Слева и справа от игротеки оказались очень интересные творческие коллективы. С одной стороны был организован лазерный тир: всем желающим предлагалось подойти на огневой рубеж, взять муляж АК-47, либо ещё пару стволов на выбор и сделать выстрел в отстоящую метров на 30 мишень. Оружие «выстреливает» лазерным лучом и, если он попадает в цель, раздаётся характерный звук, немного напоминающий старый телефонный звонок. Поначалу это казалось очень весело, но через пару часов это пиликанье лично мне немного приелось. Каждое попадание вызывало лишь раздражение и желание переместить этот тир куда-нибудь за пределы слышимости.

С другой стороны было ещё интереснее, рядом с игротекой обосновались джедаи. Порядка 5-7 человек в «мантиях» (или как там называется их униформа) и плащах, с разноцветными мечами в руках. В лучших традициях толкинистов мечи изготовлены из зимнего спортинвентаря, только не, как это принято, из лыж, а из лыжных палок. Насколько я понимаю технологию: берётся палка, «гуманизируется» поролоном, а сверху обматывается цветной изолентой. В зависимости от выбранного цвета получается красный, синий или зелёный lightsaber. Рукоятка делается металлическая или просто из ткани или кожи. Выглядело это настолько привлекательно, что я даже не удержался и попросился к ребятам немного помахать «мечом», поностальгировал по тем далёким временам, когда немного ходил к толкиенистам…

Но вернёмся к настольным играм. Несмотря на хорошую погоду (местами солнце, никакого дождя), на игротеке было явно меньше народу. У нас было всего пять столов, и они всего лишь пару раз были заполнены целиком. Поэтому мы сами даже урвали немного времени и сыграли в Loot, Hive, а также – снова в Тантрикс.

После вчерашнего неудачного знакомства я почитал об игре в сети и понял, что неверно истолковал правила. В свой ход игрок действительно делает три вещи: закрывает дыры, потом ставит одну фишку куда хочет, а потом снова закрывает дыры. Только есть пара нюансов. Во-первых, в первую и третью фазу хода можно закрыть не по одной «дырке» — а сколько угодно (насколько хватит на руках подходящих фишек). Во-вторых, игрок добирает новые фишки не в конце хода, а после каждого действия. То есть, сыграл фишку – тут же набираешь новую. И так далее. Получается, что в свой ход можно сыграть не 3 гекса, как я полагал днём ранее, а любое количество. Сначала – сколько можешь закрываешь дыры, потом ставишь один гекс куда хочешь, потом снова закрываешь дыры пока хватает фишек.

Знаете, как-то эти «правильные правила» совершенно не улучшили игру. Если до этого мы кое-как справлялись с тремя действиями за ход, то теперь ставить фишек можно было больше, а приходили в руку они чаще. Из-за этого даунтайм ещё сильнее увеличился. Время ожидания своего хода возросло раза в три-четыре и игра приобрела ещё более выраженный оттенок уныния и скуки. Не знаю, может быть, это с нами что-то не так. Или я опять неверно понял правило. Или мы просто слишком медленно анализируем свои фишки и не умеем совершать быстрые ходы. Но в этой, второй партии, нас было четверо опытных игроков. И все высказались об игре однозначно: плохо и скучно.

На мой взгляд тут можно было бы что-нибудь допилить. Поддать динамики, отрезать возможности для долгих раздумий. Например, ограничить максимальное количество фишек, разыгрываемых каждым игроком в свой ход, до двух. Или, вообще, сделать так, чтобы каждый выкладывал лишь по одному гексу. Тогда игра, возможно, заиграла бы другими красками, обрела бы быстроту, и могла приковать внимание игроков. Пока же Тантрикс оказалась просто скучной настолкой на выкладывание тайлов, в которую мы больше совершенно не хотим играть.

Посетителей в воскресение было заметно меньше, чем в субботу. Не знаю, чем это объясняется. Возможно у нас было менее удачное место – мы стояли чуть в стороне от аллеи, да, к тому же, между нами и основным потоком людей был как раз этот звуковой тир, который привлекал куда больше народу, чем какие-то там настольные игры.

Люди, конечно шли, я снова показывал Барабашку и Черепашьи бега, объяснял каким-то двум маленьким мальчикам правила Камисадо, компании из трёх ребятишек – Зомби! Спасайся кто может!. Но, по ощущениям, через нашу площадку прошло раза в два меньше людей, чем в субботу.

В какой-то момент для привлечения дополнительной публики мы решили нарисовать агитплакат. Взяли лист ватмана и изобразили на нём надпись «Играйте в настольные игры». Рисовали долго и старательно, а вот стоять с ним в проходе так никто и не захотел. Повесили его на шатёр 🙂

В воскресение игротека работала 4 часа. Уже в три дня мы начали сворачиваться. Разобрали шатёр, разнесли столы и стулья и разошлись по домам. Было, конечно, здорово, но как-то маловато. Особенно мне жаль, что не получилось собраться большой компанией и разложить что-нибудь масштабное, например — Formula D. Но ничего, в следующий раз обязательно погоняем!

Игровые мероприятия, Обзоры, Репортаж, Тантрикс



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
    1. Ильшат
      13 Сен 2012 из 8:28 | #1

      а столы и стулья где берете?

      шатер я так понимаю у вас чисто для хранения игр, а располагаетесь вблизи уличных кафе или в них самих?


    2. Морозов Сергей
      13 Сен 2012 из 9:09 | #2

      Жаль в субботу не было места для Formula D, я все уши ей прожужжал своим друзьям )) И жаль, что мы ушли пообедать, а когда пришли опять, уже собирались, ну Максим на Бэнг подсунул и не прогадал )) Мнение об игре просто поменялось )) Ну и благодаря Юре, узнал таки что есть Hive и не зря ли я его заказал )) Не зря, и рад что карманную =) Но в Formula ооочень тянет поиграть большой компанией ))


    3. YCV
      13 Сен 2012 из 12:13 | #3

      Юра, не надо добавлять в Тантрикс костыли. Он и так прекрасен(: Кроме шуток, это реально офигенная игра на пространственное мышление. По нюансам правил — все фишки всегда держатся игроками в открытом виде, и игроки обязаны выкладывать свои фишки, закрывая дыры, по максимуму. Т.е., если у тебя есть подходящая фишка, и это видят другие игроки, то ты обязан ее положить. Мухлевать, конечно, можно, но только если никто не уличит(:


    4. Loridan
      13 Сен 2012 из 13:36 | #4

      Поиграйте в более динамичную версию Тантрикса, когда игроки одновременно выставляют фишки. Вот, где движуха! 🙂


    5. gozik
      13 Сен 2012 из 14:32 | #5

      ругайте не тантрикс а свои правила, какие то они у вас корявые.

      По правилам тантрикса надо закрывать дырки пока есть такая возможность, потом можно сделать свободный ход.


    6. Maxim Blau
      13 Сен 2012 из 16:06 | #6

      Очень удевлен что у вас пошла Интрига. По всем параметрам эта игра не должна была тебе понравится, она ведь еще жёсче чем Спасательная Шлюпка.


    7. 1
      13 Сен 2012 из 19:35 | #7

      Юра, ну ёлки-палки, взрослый же человек, научись наконец нормально читать правила xD


    8. hk
      13 Сен 2012 из 20:14 | #8

      @Ильшат


      Стулья, столы и шатёр предоставляют организаторы.


    9. hk
      13 Сен 2012 из 20:14 | #9

      @Морозов Сергей


      Надеюсь, что скоро соберёмся в клубе. Там обязательно в формулу сыграем.


    10. hk
      13 Сен 2012 из 20:15 | #10

      @gozik


      Второй раз мы так и играли. Никому не понравилось.


    11. hk
      13 Сен 2012 из 20:17 | #11

      @Maxim Blau


      Я так думаю, что Интрига пошла лучше, потому что в ней правила задают игре тон: ты обязан отправить двух работников куда-нибудь, ты обязан распределить тех, кто пришёл к тебе, ты обязан предлагать взятки.


      В Lifeboat рамки намного более широки — вы в лодке и можете делать что хотите: грести, воровать или пересаживаться. Проблема в том, что в нашей компании все задаются вопросом «И что я должен делать: грести, воровать и пересаживаться?» и не находят на него ответа 🙂


    12. Артём
      17 Апр 2024 из 20:15 | #12

      Здравствуйте, опытные игроки. Я понимаю что Тантрикс никому сильно не понравился. НО то, во что вы играли — это стратегическая версия игры Тантрикс. И, наконец, проводят международные и национальные турниры по этой игре, что вы вряд ли знали.


    13. hk
      17 Апр 2024 из 22:09 | #13

      @Артём


      Огого. Судя по тому, что вы подняли тему 12 лет спустя, видимо вам очень-очень нравится «Тантрикс».


    1. Трекбеков пока нет.