Долгожданный обзор «Power Grid»

Долгожданный обзор "Power Grid"

Эта игра заинтересовала меня достаточно давно. Второе место в рейтинге настолок на Boardgamegeek.com и внешнее сходство с фаворитом нашей компании Ticket to Ride не могли не привлечь моего внимания. И вот, несколько месяцев назад в очередной посылке из-за океана ко мне приехала зелёная коробка с надписью Power Grid.

В этой игре участники встают у руля энергоснабжающих организаций и занимаются бизнесом по производству и продаже электроэнергии. Чтобы заработать деньги, нужно пройти полный производственный цикл: построить станцию, закупить для неё топливо, проложить электрические сети и, наконец, пустить по ним энергию. Только тогда в вашем кармане появятся деньги, оплаченные потребителями коммунальных услуг. 

Power Grid рассчитана на 2-6 игроков (считается, что лучше всего играть вчетвером или впятером) и не требует знания иностранных языков. В игре нет никаких текстов, поэтому нужно только, чтобы кто-то прочитал правила на английском языке и объяснил их остальным игрокам.

Вот что находится внутри коробки:
— 1 игровое поле;
— 43 карточки электростанций;
— 132 деревянных домика (по 22 каждого из 6 цветов);
— 84 деревянные фишки ресурсов;
— бумажные деньги (местная валюта называется «электро»);
— 5 памяток;
— правила игры.

Состав Power Grid

Все компоненты выполнены качественно. Домики деревянные, отлично окрашены, их не перепутаешь. Фишки ресурсов отличаются не только по цветам, но и по форме (уголь – коричневые кубики, нефть – чёрные цилиндры, мусор – жёлтые призмы, уран – красные призмы). Игровое поле сделано из достаточно плотного картона. Разве что бумага для карточек электростанций и денег могла бы быть и потолще, но их очень редко приходится брать в руки, поэтому они прослужат долго.

Ход игры.

Каждый ход в Power Grid состоит из пяти фаз. Первые четыре — аукцион, покупка ресурсов, строительство сетей и подача энергии – это игровые фазы. Пятая — подсчёты – техническая, в эту фазу игроки получают деньги из банка, на поле рынка выставляются новые ресурсы, а на счётчике игроков происходят изменения в соответствии с достижениями каждого.

Америка

Аукцион

Первая фаза хода – приобретение электростанций. Происходит это через торги. Первый игрок выбирает любую из четырёх доступных станций и называет цену, за которую планирует её приобрести. Затем все остальные игроки по очереди либо предлагают более высокую цену, либо пасуют. Если все спасовали, станцию получает игрок, который назвал самую большую цену. Больше он а торгах не участвует. Теперь электростанцию выбирает следующий игрок. Это продолжается пока не походят все игроки. Когда наступает очередь игрока, вместо выбора электростанции, он может отказаться от её приобретения. В этом случае он выбывает с торгов и больше участия в аукционе в этом ходу не принимает. 

Электростнации

У каждой станции есть несколько параметров и, поскольку эта игра экономическая, важно учитывать их все. В первую очередь — это минимальная цена станции (большая цифра в левой части карточки). Ещё на карте станции указано сколько она потребляет топлива и на сколько городов она может выработать электричество.

Важно, что аукцион всегда начинает игрок, охвативший сетями больше всех городов. Поскольку в начале в аукционе участвуют все игроки, его шансы приобрести нужную станцию снижаются, так как его цену может перебить кто угодно. Последним же в аукцион всегда вступает отстающий игрок, что даёт ему шанс приобрести электростанцию по номинальной цене без торгов.

Взаимодействие игроков в Power Grid больше всего проявляется именно в этой фазе. На аукционе может быть несколько стратегий. Можно во что бы то ни стало приобрести ветряк, который не нуждается в топливе (чтобы потом несколько ходов экономить на ресурсах). Можно специально задирать цены, торгуясь с игроками, которые вырываются вперёд, чтобы заставить их тратить на станции больше денег. Можно пасовать в расчёте на то, что купишь какую-нибудь станцию по-дешёвке. Вариантов масса. По правилам у каждого игрока может быть только три электростанции, поэтому к их выбору нужно подходить с умом.

Приобретение ресурсов

Практически всем электростанциям необходимо топливо, и приобретается оно в этой фазе. Всего в игре есть четыре типа ресурсов: уголь, нефть, мусор и уран. На каждой электростанции указано как тип топлива её требуется и сколько его должно быть, чтобы электростанция заработала.

Рынок ресурсов устроен в Power Grid достаточно оригинально. На игровом поле есть специальное поле, куда в начале партии выставляются ресурсы. Изначально дешевле всех стоит уголь. Нефть продаётся чуть дороже, за мусор нужно платить ещё больше, а уран в начале игры покупать вообще не выгодно. Цена каждого вида топлива зависит от спроса на него. Если какой-то игрок купил несколько единиц одного ресурса, цена его возрастает. Если какой-то вид топлива никому не нужен, цена на него падает.

Первым покупает ресурсы всегда игрок, который построил меньше всех сетей (т.е. самый отстающий). Таким образом ему предоставляется преимущество, т.к. он может купить любые ресурсы по минимальной цене. Последним на рынок приходит лидер, которому всегда приходится платить за топливо по максимуму.

На этой стадии как такового взаимодействия между игроками нет да и вариантов действия на самом деле не так уж много. Можно купить топливо, можно не покупать. Можно купить для некоторых станций, а для каких-то не покупать, в надежде, что в следующем ходу цена ресурсов упадёт. Ещё вариант – накупить топлива с запасом, чтобы остальные игроки приобретали его втридорога (либо не приобретали вообще, если на рынке такого вида ресурсов не останется вообще).

Строительство сетей

В этой фазе игроки прокладывают на карте новые сети, подводя их к новым городам. Между каждыми двумя соседними городами на игровом поле указано число. Это – цена прокладки сетей между этими населёнными пунктами. Чтобы построить сеть, нужно оплатить указанную цену. Сети всегда должны соединяться с уже проложенными, поэтому новую сеть можно подвести в любой города на карте, но при этом придётся оплатить полную стоимость работ по её прокладке. Если новый город расположен достаточно далеко от охваченных ранее, строительство сети может влететь в кругленькую сумму, поэтому в начале игры как правило игроки стремятся захватить города, расположенные по соседству со стартовым.

Первым здесь снова действует самый отстающий игрок, благодаря чему у него есть возможность занять самые выгодные маршруты, требующие минимальных финансовых вложений.

Взаимодействие между игроками в этой фазе напрямую не проявляется, но оно не исключено. Можно постараться «зажать» противника, чтобы ему некуда было строиться или чтобы ему пришлось дополнительно заплатить за прокладку сетей в дальний город, а можно просто окучивать самые дешёвые направления, приобретая новые сети за копейки. По большому счёту все варианты поведения на этом этапе сводятся именно к этому.

Строительство сетей

Ближе к середине партии, когда кто-то охватит сетями семь городов, игроки смогут строить по две сети в каждом городе. Тогда соперничество разгорается с новой силой, т.к. некоторые незатратные маршруты возможно будет освоить во второй раз. Ещё один всплеск строительной активности будет наблюдаться ближе к концу игры. Как только в колоде электростанций будет вскрыта карта с надписью Step 3 (третий этап), начнётся завершающий этап игры – теперь в каждом городе могут быть построены сети трёх разных игроков.

Подача энергии

Power Grid прибыль игрока зависит от количества городов, в которые он подал электроэнергию. Правда, даже если не запитана ни одна сеть, кое-какие деньги всё равно приходят, но обычно выгоднее подавать напряжение на максимальное количество сетей. Чтобы запитать город, нужно выбрать какие станции будут работать в этом ходу и потратить соответствующие ресурсы. Понятно, что если нет топлива, то и выбора как такового у игрока нет. Если же топливо есть, обычно выгоднее запитывать максимальное количество городов, чтобы получить как можно больше денег. Взаимодействия между игроками в этой фазе нет и не должно быть в принципе. Каждый прикидывает сколько ресурсов он готов потратить, сколько денег хочет получить и рашет сколько городов получает энергию в этом ходу.

Бюрократия

Завершающая фаза в каждом ходу — техническая. В эту фазу игроки получают прибыль от проданной электроэнергии, на рынке ресурсов появляется новое топливо, а на треке успешности игроков происходят изменения исходя из актуального количества охваченных каждым игроком городов.

Продолжительность партии

Игра заканчивается как только кто-то построит сети в 17-ти городах. Обычно это занимает полтора-два часа. Всё это время игроки не сидят без дела, а постоянно чем-то занимаются и принимают какие-то решения. Выбирают, какую им купить станцию, какое приобрести топливо и сколькое его нужно. Решают, куда лучше проложить электрические сети.

Небольшое «подтормаживание» наблюдается лишь на этапе строительства сетей во второй половине игры. Объясняется это тем, что когда большинство городов уже охвачены кабелями, новые электросети нужно прокладывать далеко, а для этого нужно подсчитать их стоимость. Вот и приходится складывать цену всех участков до нового места и считать сколько будет, например, 17 + 9 + 8 + 14 + 13. 

Впечатления

Игровая механика обеспечивает Power Grid отличную реиграбельность. Карточки электростанций выпадают всегда в случайном порядке. Игра может вестись в разных областях страны, да и игровых поля в игре, фактически два (оно одно, но двухстороннее). Словом, каждая новая партия будет не похожа на предыдущие и чем больше за столом соберётся людей, тем интереснее будет проходить игра и тем сильнее будет чувствоваться конкуренция. 

Вообще, игра эта хорошая. Она заставляет игроков постоянно считать и прикидывать, что выгоднее. Купить дорогую, но эффективную электростанцию и несколько ходов экономить на топливе? Взять дешёвую станцию и надеяться на низкие цены на уголь? Приобрести несколько станций и использовать их как склады для топлива, чтобы все покупали его по завышенным ценам? Уйти с торгов и отложить деньги на строительство сетей? – Вот примерный перечень вопросов который обязательно возникнет у игроков в Power Grid.

Говорят, что Power Grid несколько несбалансирована и, если в самом начале какой-то игрок вырвется вперёд, догнать его потом будет сложно. Не знаю, так ли это на самом деле, но этот фактор нужно учитывать.

Резюме: Power Grid нельзя назвать игрой начального уровня. Если вы или ваши друзья только-только знакомитесь с миром настольных игр, это не самый лучший вариант, начните лучше с более простых игрушек. Поэтому игру эту рекомендовать можно в первую очередь тем, кто всерьёз увлекается настольными играми и хочет поиграть в интересную экономическую игрушку.

Power Grid занимает второе место в рейтинге всех настольных игр на сайте Boardgamegeek.com, но я бы эту игру так высоко не поставил. Моё личное мнение – есть настолки и поинтереснее, в мой список лучших настольных игр Power Grid не попала.

PS: Будьте внимательны: все действия в этой игре игроки совершают друг другу хоть и не напрямую, но во вред: то кто-то перекупит станцию, на которую другой игрок уже положил глаз; то кому-то не достанется ресурсов (или за них придётся заплатить втридорога), потому что всё скупил предыдущий игрок; то кого-то застроят со всех сторон сетями и новые придётся тянуть далеко, а стоит это немалых денег. Так что если у вас в компании не поощряются игры, подразумевающие противостояние игроков, поищите себе другую игру.

Power Grid, Обзоры



Похожие записи
  • Фестиваль настольных игр в Минске
  • Перевод правил игры «Intrigue»
  • Пополнение моей коллекции: «Elasund», «Викинги» и «Каменный век»
  • Победители «Meeples Choice Award — 2009»
  • «Hey! That’s My Fish!» в мобильном телефоне
    1. Владимир
      01 Ноя 2008 из 9:25 | #1

      Благодарен за обзор тем, что вы дали понять: на каком бы месте в рейтингах не стояла игра, она все равно не для всех.


    2. Mazz
      01 Ноя 2008 из 9:47 | #2

      на БГГ делают рейтинг сами участники, а в большинстве случаев они все-таки являются продвинутыми бордгеймерами, отсюда и рейтинг. Соответственно БГГ не является основополагающим фактором при выборе игры по личным критериям…


      Обзор классный, такое ощущение, что прочитав его, сел и играй без помощи по правилам. Всё очень исчерпывающе. Так держать. Я думаю, Юра учится на чужих ошибках и пишет обзоры, какие именно нужны читателю. Так держать.


    3. Posokhov
      02 Ноя 2008 из 13:54 | #3

      Обзор отличный,но у меня имееться вопрос.А те кто играл в монополию и т.д.,сможет разобраться,верней ему будет легче?


    4. Nort
      03 Ноя 2008 из 8:45 | #4

      Отличный обзор.

      Приятно было почитать. Играю с Девушкой и компанией в колонизаторов, теперь вот думаю заказать эту игру. Она и по серьезней и менее зависима от случайности, по крайней мере так показалось из обзора (единсвенная случаность — это порядок вскрытия станций, не так ли?)


    5. unkind58
      03 Ноя 2008 из 20:18 | #5

      da, mne tozh ponravilsia obzor 🙂


    6. filtus
      04 Ноя 2008 из 11:32 | #6

      подскажите плиз как и где заказывать настолки? Живу в Украине.. У нас тут нереально что то пробить…изредка попадаются одинокие коробки в книжных магазинах. В первую очередь этот вопрос к автору статьи..где заказывали именно эту игру. Заранее спасибо… Да кстати.. обзор понравился.. спасибо большое.


    7. hk
      04 Ноя 2008 из 12:25 | #7

      А те кто играл в монополию и т.д.,сможет разобраться,верней ему будет легче?


      Power Grid достаточно сложная игра, поэтому опыт игры в Монополию в данном случае будет немногим полезнее опыта игры в шахматы.


    8. hk
      04 Ноя 2008 из 12:27 | #8

      Она и по серьезней и менее зависима от случайности, по крайней мере так показалось из обзора (единсвенная случаность — это порядок вскрытия станций, не так ли?)


      Действительно, единственный фактор случайности — это порядок вскрытия карт из колоды.


      Но если вы любите Колонизаторов, попробуйте лучше Ticket to Ride: Europe. Она не такая сложная как Power Grid и, скорее всего, больше понравится вашим друзьям.


    9. hk
      04 Ноя 2008 из 12:29 | #9

      подскажите плиз как и где заказывать настолки?


      Я заказываю игры в двух интернет-магазинах. Это thoughthammer.com и boardsandbits.com. Если интересует происхождение именно Power Grid — я заказывал её со второго сайта.


    10. Константин
      06 Сен 2010 из 18:46 | #10

      Одно маленькое замечание по поводу окончания игры — в зависимости от количества игроков, игра заканчивается при постройке 14го, 15го, 17го и 21го домов.


    1. Трекбеков пока нет.