Чикаго Экспресс. Описание и первые впечатления

Настольные игры про поезда – это очень просто. Есть поле, есть фишки вагончиков или паровозов. Их надо выставлять на поле, занимая выгодные маршруты, связывающие точки А с точками Б. Кто построил таких маршрутов больше, или занял более выгодные, или сделал это раньше других, тот и молодец. Чикаго Экспресс выбивается из ряда подобных настолок. Это тоже игра про поезда, только это экономическая игра про поезда. В ней надо не только строить железные дороги, но и зарабатывать на этом деньги, являющиеся в этой игре мерилом успеха. Всё просто, у кого их будет больше к концу игры, тот и победит. 

Со стороны на первый взгляд Chicago Express кажется типичной евроигрой прошлого десятилетия: приглушённые тона в коричневой гамме. Деревянные фишки. Устаревшие деньги и акции (единственные компоненты, которые могли бы быть повыше качеством). Качество компонентов на уровне, претензий нет ни к плотному картонному полю, ни к хорошим деревянным паровозикам, ни к деревянным же фишкам домов. Разве что бумага, на которой отпечатана валюта, да акции, могла бы быть потолще. Но и так всё довольно хорошо.

В игре есть поле, планшеты, акции и фишки-локомотивы железнодорожных компаний, банкноты, а также фишки домов. С помощью этих нехитрых компонентов и предлагается стать самым богатым железнодорожным магнатом. Несколько необычно игровое поле, на нём привлекают внимание три «датчика» с поворачивающимися «стрелками». Они не только любопытно смотрятся, но и служат основным игровым механизмом, все ходы в «Чикаго Экспресс» делаются именно с помощью этих стрелок. Происходит это так: в свой ход игрок передвигает стрелку любого из трёх датчиков на одно деление вперёд. Передвинул – и выполняешь соответствующее датчику действие.

Партия начинается с того, что на столе размещается игровое поле, а рядом с ним – планшеты железнодорожных компаний. На каждый планшет помещаются локомотивы и акции компании, плюс ещё на планшете остаётся место, куда в последующем будут выкладываться деньги компании. На само игровое поле выкладываются акции и локомотивы чёрной компании (она вступает в игру позднее), тут же размещаются фишки домов, символизирующие «развитые» участки. На стартовые участки у правого края выставляется по одному локомотиву каждой компании. Затем из банка игры берётся $120, и эти деньги распределяются поровну между всеми игроками, которых может быть от 2 до 6 человек (чем больше людей, тем меньшую сумму получает каждый). Затем проводится первоначальный аукцион – на торги по очереди выставляется по одной акции каждой из четырёх железнодорожных компаний. Как только все они будут проданы, начинается сама игра.

Первое, что предстоит уяснить, перед знакомством с «Чикаго» – у игрока тут нет «своих» поездов. Например, Ticket to Ride или Railways of the World, один играет синими вагонами, другой – красными, третий – зелёными, в таких играх каждый игрок – это как бы и есть железнодорожная компания. В Chicago Express игроки отдельно, а компании отдельно.

Ходы в «Чикаго Экспресс» делаются довольно просто. Игрок должен подвинуть стрелку одного из трёх датчиков на следующее деление и выполнить соответствующее датчику действие. Если стрелка находится в красном секторе, это действие недоступно. Если в красном секторе оказались две любые стрелки, отыгрывается техническая фаза, после чего все стрелки «откатываются» в стартовое положение и снова можно выполнять все действия.

Всего доступных действий в игре три: строительство дороги, развитие города и аукцион.

Аукцион нужен чтобы ввести в игру новую акцию какой-нибудь компании. Игрок, выбравший аукцион, выставляет на торги 1 акцию любой компании. Затем все по очереди начинают торговаться, повышая ставки или пасуя. Как только спасуют все, кроме одного игрока, он забирает себе акцию и отдаёт свои деньги (ставку) компании, акцию которой купил. Банкноты помещаются на планшет компании (а не в банк!) и в дальнейшем расходуются на развитие этой компании. Покупка акций, во-первых, позволяет строить пути тех компаний, акциями которых ты владеешь и, во-вторых (и это куда важнее), получать часть прибыли этих компаний.

Строительство дорог позволяет строить на поле новые участки железнодорожных путей, т.е. выставлять новые фишки локомотивов. Каждый игрок может строить локомотивы тех компаний, чьи акции у него есть. Например, если у кого-то есть акции синей и красной компании, этот игрок может строить как красные, так и синие локомотивы. Вот эта возможность развивать разные компании, при которой бывает так, что один и тот же цвет могут строить несколько игроков – ключевая особенность «Чикаго Экспресс».

За одно действие «строительства» на поле можно выставить от 1 до 3 локомотивов. «Стройка» оплачивается деньгами компании (они берутся с её планшета), а цена зависит от типа местности. На поле есть равнины, леса, горы и города, и прямо на каждом участке местности (прямо в гексе) напечатано, сколько стоит поставить в него локомотив. Если в казне компании средств хватает, строительство возможно. Если деньги в дефиците, доплачивать «своими» игрокам категорически воспрещается.

Строительство нужно для повышения прибыли компаний. Во многих гексах есть символ, указывающий на повышение прибыли – если на там участке построить локомотив компании, её прибыль возрастает на указанное значение. Выгоднее всего строиться в города, и особо выгодно – в индустриальные города, а также в Чикаго. Этот город расположен на противоположном краю карты от стартовых локомотивов, так что это как бы такое задание на игру – проехать через всю карту и добраться до Чикаго.

Третье доступное действие – это развитие территорий. Если на аукционе игрок платит свои деньги за новые акции, а при строительстве – деньги компании за новые локомотивы, то при развитии территорий деньги можно заработать. Ставишь домик в гекс с локомотивом – и либо компания получает $2 себе в кассу (если построить дом на участке с лесом), либо доход компании растёт (на других, не-лесных участках).

Вот вкратце и всё, что могут делать игроки. Сначала покупаются компании, потом начинают строиться железные дороги, а потом территории с дорогами начинают развиваться. Всё как в жизни.

Но поскольку перед нами игра не про строительство, а про зарабатывание денег, нужно проследить как и откуда тут берутся средства. Напомню, в начале партии в оборот вводятся $120, которые распределяются между всеми игроками. В дальнейшем игроки могут потратить эти деньги на покупку новых акций – в этом случае банкноты отправляются на планшеты компаний и становятся деньгами компаний. Деньги компаний тратятся на строительство новых участков путей и попадают с планшетов компании обратно в банк. Из банка в игру они снова могут ввестись либо при развитии лесных участков, либо при выплате дивидендов.

Дивиденды распределяются, когда игроками выполнены все два их трёх доступных действий (когда две стрелки на датчиках упрутся в красную зону). В этот момент все держатели акций получают выплаты. Размер выплаты определяется так: доход компании делится на число выпущенных акций (общее количество акций на руках у всех игроков) – столько и выплачивается из банка за каждую акцию.

После выплаты дивидендов всегда проверяется, не выполнено ли условие окончания игры. Партия заканчивается в четырёх случаях: 1) если проданы все акции трёх компании, 2) если у трёх компаний не осталось доступных для строительства локомотивов, 3) если в банке осталось три или меньше домов, 4) после 8-й выплаты дивидендов. Таким образом, в игру «зашито» ограничение по времени, партия заканчивается либо когда полностью исчерпан потенциал одного из трёх доступных игровых действий (кончились акции, дома или локомотивы), либо по таймеру.

Ещё тут есть один нюанс, связанный с городом Чикаго. Его имя не зря присутствует в названии игры. Строиться в Чикаго нужно и важно, т.к. это открывает две хорошие возможности. Во-первых, как только любая компания достраивается до Чикаго, сразу же происходит внеплановая выплата дивидендов держателям акций этой конкретной компании (обычно дивиденды выплачиваются всеми компаниями). Во-вторых, когда первый раз кто-то приезжает в Чикаго, в игру вступает дополнительная, чёрная железнодорожная компания, на которой можно также делать деньги.

Вот такая вот игра. Покупаем акции, строим вагоны, развиваем территории. Всё это делается не в отношении личной индивидуальной железнодорожной компании – а в отношении тех акционерных обществ, чьими акциями ты владеешь. Никакую компанию нельзя считать «своей», ну, только если тебе не удалось каким-то чудом выкупить все её компании. Или хотя бы контрольный пакет. На одну партию нужно примерно час времени.

По моему личному опыту игры с акциями воспринимаются не очень хорошо. Как-то сложно сломать барьер в сознании и втолковать людям, что тут нет ничего «принципиально своего», а всё более-менее «общее». На практике это выливается, например, в непонимание ситуации, когда ты строишь-строишь какую-то ветку, а другой игрок берёт и строит локомотивы того же цвета где-нибудь ещё, и ты понимаешь, что теперь тебе не хватает фишек, чтобы доехать до Чикаго. Бывают и другие ситуации, конкурирующие компании могут запросто перегородить, или даже почти заблокировать путь. И в таком случае не нужно возмущаться и упорно продолжать развивать «свою» контору. Куда проще прикупить акции более успешных предприятий.

«Чикаго Экспресс» может вызвать сложности в восприятии ещё и потому, что в играх про поезда все привыкли что-то строить. Тут строительство, конечно, важно, но зацикливаться на нём нельзя. Важно помнить, что конечная цель – это заработать как можно больше денег, так что перед тем как что-то построить, желательно посмотреть у кого какие акции на руках, чтобы убедиться, что строительство вы принесёте выгоду именно себе, а не кому-то ещё. Например, если у вас на руках есть 1 акция какой-то компании, а у кого-то ещё их 2, то строительством локомотивов этой компании вы повышаете доход этой компании, а также размер выплат по акциям. И при распределении дивидендов другой игрок получит больше вас, хотя он ничего для этого не сделал.

У меня самого после первой партии от игры остались неоднозначные впечатления. С одной стороны, игры, где надо зарабатывать, мне нравятся. И в Чикаго Экспресс этот элемент реализован хорошо. Тут интересно покупать акции, здорово строить локомотивы, тащить ветки к ближайшим городам, чтобы повысить доход компании и получать больше дивидендов. С другой стороны, складывается такое впечатление, что другие игроки не продумывают ходы именно в плане прибыли и, получается, будто они играют в какую-то другую игру. Более близкую к Ticket to Ride.

Общее впечатление от «Чикаго Экспресс» у меня положительное. В ней хорошо всё, начиная от качественных компонентов, и заканчивая игровым процессом. Элегантные правила, легко доступные в освоении три игровых действия, простые и быстрые ходы – вот из чего соткана игрушка. На компонентах совсем нет текста, а, значит, освоить её может каждый. Тут есть над чем подумать, потому что вся информация открыта, ты всегда знаешь у кого сколько денег и какие акции на руках. И всё, что происходит в игре – определяется действиями игроков. Элемент случайности исключен полностью, его нет от слова «совсем».

Пожалуй, для звания «отличной» игры «Чикаго Экспресс» недостаёт большей, простоты, что ли… Она кажется мне слишком требовательной к игрокам. Или слишком умной для восприятия. Или так всегда бывает с играми на деньги? Когда не все понимают, что надо делать, чтобы их заработать, и занимаются чем-нибудь другим. Помню, мы когда осваивали «Контейнер», было то же самое. Люди строили заводы, что-то на них производили, выставляли на продажу и наслаждались самим процессом. А копнули мы поглубже, и тут же выяснилось, что все работают в убыток (это в игре-то, где надо зарабатывать!). Но никого это не смущало, все и так были счастливы. Так и в «Чикаго». Тут надо зарабатывать, и нужно, чтобы все игроки были нацелены именно на это.

Такое иногда случается. Периодически какая-нибудь игра отказывается раскрываться при первом знакомстве, после чего я обычно пожимаю плечами и прохожу мимо. Настолок-то много, не пошла одна, зайдёт другая. Но не в этот раз. Пока у меня за плечами только одна партия, и я подозреваю, что перед нами очень хорошая игра. Осталось только найти на неё время и людей, которые будут готовы приложить усилия к её освоению.

Chicago Express, Обзоры



Похожие записи
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • Back to Work!
  • Codenames: Pictures уже почти локализована
  • Cards Against Humanity: Пикассо будет жить
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
    1. dubusstar
      20 Июн 2016 из 10:20 | #1

      А зависимость от языка высокая?


    2. gazza
      20 Июн 2016 из 15:16 | #2

      @dubusstar

      Вообще ничего нет на иностранном. Правила простые, выложены на Тесере.


    3. gazza
      20 Июн 2016 из 15:20 | #3

      Юра наконец-то добрался до Чикаго-экспресс. Рад, что тебе игра понравилась. Действительно отличная игрушка. Входило в свое время в лучшую восьмерку экономических игр на БГГ. Правда не сказал бы, что она такая уж сложная. К тому же она очень короткая. Просто в Вашей компании люди не привыкли. Пожалуй другие игры про железные дороги более сложны, например, Стим, а 1830 вообще на порядок.


    4. hk
      20 Июн 2016 из 20:49 | #4


      dubusstar :



      А зависимость от языка высокая?





      Вообще никакая. Текста на компонентах нет. Читаете правила на русском, рассказываете друзьям – и вперёд!


      Вот если что в моём переводе, текст правил на 1 листе А4:

      http://www.boardgamer.ru/pamyatka-po-pravilam-chicago-express


    5. hk
      20 Июн 2016 из 20:50 | #5

      @gazza


      У нас в компании люди к таким играм действительно не привыкли.


      Когда дело касается акций, в игре получается как бы 2 слоя. Первый — это то, что происходит на поле, какие где строятся паровозы, куда развивается каждая компания.


      Второй слой — кому это на самом деле выгодно. В этом ключе у нас опыта не хватает. Если паровозы все здорово научились строить благодаря Ticket to Ride, то игр про зарабатывание денег было не так много.


    6. berezovskii
      21 Июн 2016 из 8:07 | #6

      @hk

      — Билли, сдаётся мне, твой друг хочет обидеть нас…(с)Человек с бульвара Капуцинов


    1. Трекбеков пока нет.