Чем хороши и чем плохи евроигры и америтреш

Зордок опубликовал у себя на сайте отличную статью, подводящую итог его четырёхлетним метаниям в настольном мире. Он рассказывает о своём знакомстве с америтрешем и представителями семейства евроигр, выделяет их основные черты и подчёркивает плюсы и минусы обоих лагерей. 

За 4 года, которые я увлекаюсь современными настольными играми, я совершил одно важное и предсказуемое многими более опытными товарищами путеществие, вынесенное в заголовок. В пути меня не сопровождало братстов гномов, как Бильбо, но своё Кольцо, как и своего Смеагорла я нашёл. Никаких настольгий и вздохов — просто хочу рассказать, что и в каких жанрах плохо. Особенно эта статья может помочь тем, кто только начинает это путешествие. 

На безрыбье

На безрыбье, осенью 2008-го года я пытался играть в то, что было возможно достать. Первой моей игрой был "Властелин Колец" от Райнера Книция. Именно тогда я вкусил горечь разочарования и хруст абстрактного евро. За умеренно красивыми картинками, но многообещающей темой и карточками стояло экхм… нечто. Это нечто мы разложили большим составом, сварив котёл глинтвейна. Увы, игра надежд не оправдала, хотя заинтересовала настолками всех присутствовавших. 

There is no fish here !

Затем были опыты с ролёвками, Гурпс, ДнД 3.5 (купил на русском книгу игрока), Вампиры, какие-то старые игры типа Волшебной Страны. К концу года дома появились Князья, Колонизаторы, Эласунд, Каркассон и прочий ширпотреб. Всё это было "не то". Искалось что-то настольно-ролевое, "пошаговое" и чтобы круть и куль. Приступаем к основному блюду. 

Америтреш

В америтреше есть концепция, которая суть плесень, кал и скука. Ради её описания и создаётся эта статья. Концепция такая: 

1) Берём антураж, фентезийный какой-нибудь, мистический, про вампиров, или роботов, про космос, киберпанк, стимпанк или что ещё.  

2) Игрокам раздаём персонажей, с разными статами и абилками, которые эти статы увеличивают или уменьшают, или влияют на кубики (см ниже). Или, если это стратегия, такими статами обладают юниты.

3) Бои ведём на кубиках, которые зависят от статов. Кто перекинул стат врага, победил, кто прокинул защиту — отбился и т.п. Всё прямиком из ролевых игр 70-х или Риска / Axis & Allies ещё более древникх.

4) Герои/войска перемещаются и сталкиваются со случайнми монстрами или друг с другом и начинают метать кубы. За победу они получают плюсы к своим статам (то бишь кубам), уровни и карты, которые тоже дают плюсы к статам (временные или постоянные), шмотки, которые действуют аналогично и т.п. Или деньги, на которые покупают аналогичное где-то чуть позже. Или прокачивают аналогичное чуть позже. 

5) Потом бигбос, которого по теории вероятности можно замесить, если только ты потратил пару часиков, подняв себе плюсы к кубам, и никак иначе. В стратегии обычно бигбоса нет, и примерно сбалансированные стороны бросают кубы до умопомрачения, пока какие-то стратегические промахи, невезение или что ещё не перевесят. 

Это скелет, пришедший к нам из обильного числа американских игр 80-х годов, ныне забытых. Их было действительно много, и они все умерли, канули в лету и обанкротили своих владельцев, в том числе приснопамятный Avalon Hill. Скелет ужасен, плесневел, скучен и суть УГ. 

Но! Проблема этого скелета не так явна, как мне казалось пару лет назад, когда я устал разочаровываться в америтреше и пересел на евро. Я винил во всём кубики, рэндом, время партий, что-то ещё, не особо понимая сути процесса. О дивный новый мир часовых партий, выставления миплов, просчёта и скучных тем еврогеймов. 

Я ошибался, конечно же. Америтреш не плох. И бросание кубиков, даже в бою — тоже не плохо. Но об этом ниже. Продолжим экскурс.

Евро

Евро прокралось ко мне в дом вместе с Тикалом и Доминионом. Тикал выглядел как любопытная игра, где мы открываем карту (кто ж знал, что там надо "голосовать" миплами за пирамиды), а Доминион просто тупо все нахваливали, плюс его тема всё-таки довольно приемлема америтрешеру — средгневековье, ведьма даже есть, проклятья там всякие. Доминион я полюбил, но продолжал искать. Не хочу вспоминать эти горы перелопаченных американских игрушек, тысячи их.

Любовь пришла с партии в Notre Dame — я продал/выменял оставшийся америтреш и стал закупать евро, а тут ещё и амазон вскоре подоспел. Сначала всё было хорошо и радужно, но вагинус подркался незаметно, как это у него принято. Дело в том, что в евроиграх довольно ограниченное число механик, особенно успешных, вокруг которых всё и крутится. И тема прилеплена не только у Книции (у него она просто за уши притянута), но вообще по всех евроиграх. Любая евроигра — набор механик. Удачно получилось — игра идёт. Неудачно — нет. 

Практически все евро не реиграбельны более 4-5 раз. На 2-3 раз ты понимаешь, как игра работает, и вот уже к финишу игроки приходят с минимальным разрывом, обусловленным каким-то мелким тактическим промахом, влиянием соседа или той толикой рэндома, которую допустили в колоду карт. Чуть дольше живут "хардкорные евро", которые забирают первые партии на то, чтобы понять игру, и имеют большой разброс по стратегиям, обязательно выходящий за пределы просчёта среднего игрока. 

Так что евроигры — это культ новья, это покупки, это развитие старых механик или создание новых. Новый аукцион в этой игре. Отличное сочетание в той. А тут мы добавили карты вместо статических позиций. А тут немного контролируемого рэндома. Каждое такое нововведение возводит на трон очередного Халифа-на-час (сейчас таким стали Lords of Waterdeep), который прочно осядет где-то в первых 200-а играх, постепенно сползая под напором новых евро. 

В конце концов мне надоело. В большинстве евро мы играем в "снежный ком ресурсов" — т.е. обмениваем одно на другое, другое на третье, а третье на очки. Чем длиннее цепочка, тем хардкорнее. Делаем это путём аукционов, выставления миплов, контроля территорий и т.п. Почти все эти игры по неведомым для меня причинам имеют рафинированную тему — какой-нибудь Богом забытый город, да ещё в 18-м столетии. Какой-нибудь египет, арабская страна 14-го века, Китай эпохи Дзынь или ещё что-нибудь нейтральное и пуделеподобное. Ещё в моде пираты, драконы, абстрактные короли и абстрактное средневековье, вылизанное и пасторальное. С овцами всякими и благоуханием деревни. 

Поэтому я разочаровался в евро. И тут тоже ошибся. Проблема не в миплплейсменте, не в аукционах и даже не в жидкой тематике.  Но об этом в последней части.

Правда-матка

Вернулся домой не Бильбо. Это был уже другой хоббит, совершенно другой. Поиграв в америтреш, к Эклипс, в гибриды, вспомнив свои партии и в Галактику, и в Доминион, полюбив 7 Чудес (типичный снежный ком ресурсов), я наконец-то просёк фишку и готов поделиться.

Итак, расставим точки над i. Америтреш не плох.

Плохо, когда кроме приведённой выше фабулы ничего нет. Игрок должен принимать решения, от того, насколько он сам влияет на игру будет зависеть и интерес, и даже атмосферность. Если игроку рассказывают сумбурную сказку, перебивая её бросками кубиков и оставляя ему выбор лишь в месте поднятия статов (плюсов к тем самым кубикам), то он увидит лишь каркас из статистики. И каркас это будет ничем не лучше аукционов и миплплейсмента из евросухарей. Это отлично представлено в недавней статьей на Тесере об игре Fortune and Glory .  На америтрешем надо работать не меньше, чем над евро — и ребята из FFG, в отличие от других фирм, прекрасно это понимают. Они не всегда делают шедевры, но никогда не выпускают (в наши дни) субмурный набор из карт, кубиков и статистики. 

Евро не плохо. 

Мой друг называет "евро" все игры, которые ему не нравятся. Но тот же Империал он евро не считает. А Amyitis — считает. Проблема в разделении "типичного евро" и вообще остального. Типичное страдает перечисленными выше заболеваниями — это сочетание механик, приправленное темой. Даже хорошие игры являются типичным евро, например Пуэрто Рико. 

Но дело в том, что такие игры, когда выходили, совсем типичными не были. В связи с широкой популярностью в Германии настолок компании выпускают клонов больше, чем в России 90-х выпускали Монополий. Все эти "типичные" евро разрабатывают популярность Пуэрто Рико, менее известного у нас в РФ Кайлюса (его "фишка" в том, что места, куда ставятся миплы, заранее не известны и их точно также выставляют/покупают игроки), аукционных игр от Книция и т.п. 

Интересны в первую очередь "нетипичные евро", например, Доминион. 7 Чудес — за драфт и карточный движок. Маленький Мир, Империал. Гибриды — тот же Эклипс, КГБ против ЦРУ, Кондотьер. 

Это всё евро, что бы вы себе не думали. 

Кто виноват?

Выводы пусть каждый сделает для себя сам. Я стал внимательно относиться к выбору, который делает игрок в америтреше. Есть ли он, что и из чего выбирает игрок, какие принимает решения — т.к. эта сторона там страдает часто. Если на меня напал случайный монстр, а у меня такие-то статсы, и я могу с ним сражаться и метать дайсы, или убежать — это не выбор, это детский сад. Если я прокачиваю корабли в эклипсе и выдвигаю их, в конечном счёте, в сражение, т.к. именно там лежит развитие моей империи — это выбор. Я ведь могу это не делать (наука, другие галактики, оборона, монолиты и т.п.). Но ежели я не могу, и весь мой выбор — это на какую случайную карту напороться, то эта игра идёт в топку.

В Евро я обращаю внимание на наличие механики выставления миплов — скорее всего это "типичное евро", и как бы игра не выглядела, как бы её не расхваливали — мы скорее всего будем соревноваться в том, кто лучше понял двухшаговый обмен ресурсами на победные очки в данной конкретной реализации этого обмена. Второй момент — тот самый снежный ком ресурсов. Если у нас есть обмен шила на мыло за выставление мипла, а потом мыла на красные трусы, а трусы никак не получить, кроме этого обмена, но только трусы меняются на очки, всё, я пас. 

Вторая подозрительная механика — аукцион. Всё что можно, про него сказал Книция в своих играх. Если это основная механика, будьте на стороже. Как вспомогательная аукцион тоже не очень хорош, он затягивает игру. 

Третья механика — это мажорити. Она сейчас не в фаворе, но много старых игр начала 2000-х подражали El Grande. обычно выглядит оно как некое стратегическое действо, но в реале игроки запускают всё тот же ком ресурсов, только конечным итогом становятся не ПО, а выставленные кубики/фишечки на поле. 

Что делать?

Любопытными являются игры на картах (не филлеры), тут вообще мало что сказано — даже декбилдинг не обязательно прикручивать, что отлично продемонстрировали 7 Чудес и Инновация. 

Любопытными являются гибридные игры, где тематика реализуется посредством евромеханик (тот же Эклипс, Хаос в Старом Мире). 

Непаханное поле у стратегий без кубиков (вспомните Игру Престолов и Империал, Маленький мир тот же). 

Хорошие перспективы у игр, где игрок выстраивает своё личное поле из возможностей и расширяет доступный набор действий (7 Чудес, Инновация, London).

Перспективны игры с высоким уровнем взаимодействия и механикой предателя (Галактика, Mob Ties). 

Имеют шансы псевдоролевые игры с редуцированной механикой боя и прокачкой персонажа (Mansion of Madness, Манчкин, Super Dungeon Explore). В общем, есть куда смотреть, что искать. 

Околоигровое, Статьи



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 64 — «Новинки Эссена — 2010»
  • Весёлые картинки, № 118 — «Добыча с Эссена»
  • Весёлые картинки, № 176 — «Условные обозначения»
  • Весёлые картинки, № 95 — «Мипл Боб в Москве»
  • Весёлые картинки № 164 — Эссенский улов
    1. Archy
      14 Май 2012 из 8:45 | #1

      Хм… я пока еще не играл в Эклипс, но судя по правилам и обзорам, от «евро» там чуть больше, чем ничего…

      Или я что-то не понимаю…


    2. alt
      14 Май 2012 из 10:40 | #2

      В Эклипсе от евро все, кроме боев… 🙂


    3. ZoRDoK
      14 Май 2012 из 11:28 | #3

      Там нет выставления миплов и самих миплов, но там отличный баланс, там множество механик. Это гибридная игра. С таким же успехом можно назвать «евро» Игру Престолов или Боевой Крейсер Галактика.


    4. Денис II
      14 Май 2012 из 11:56 | #4

      Зордок всё так же не любит кубики.


    5. Metaller
      14 Май 2012 из 12:26 | #5

      >  Если на меня напал случайный монстр, а у меня такие-то статсы, и я могу с ним сражаться и метать дайсы, или убежать – это не выбор, это детский сад.

      > Имеют шансы псевдоролевые игры с редуцированной механикой боя и прокачкой персонажа (… Манчкин) …


      Никаких противоречий?


    6. Imploded
      14 Май 2012 из 15:01 | #6

      Да, про Манчкина тоже не понял


    7. Archy
      14 Май 2012 из 15:51 | #7

      А в «Риске» тоже от евро все, кроме боев? 🙂


      Исследование технологий и апгрейд кораблей — это евро или нет?


    8. Archy
      14 Май 2012 из 15:55 | #8

      Я легко могу согласиться с тем, что это гибридная игра.

      Но я не могу согласиться с тем, что «отличный баланс» и «множество механик» — это явные признаки евро. Этими признаками может обладать игра любого типа или класса.


      Хотелось бы услышать конкретнее — что именно в «эклипс» суть от евро.

      Я не придираюсь, мне действительно интересно.

      Потому что мое понимание «евро» до нынешнего обзора как-то не совпадало с тем, чем я считаю «эклипс».


      То есть хочется понять: или я неправильно уловил смысл определения «евро», или я неправильно оценил суть «эклипса».


    9. Virtus Pro
      14 Май 2012 из 16:45 | #9

      Люблю зордока, но манчкин… блевал от него долго и страстно.


      хотя и от доминиона.. только купил зря


    10. ZoRDoK
      14 Май 2012 из 19:10 | #10

      Я не хочу защищать Манчкин, мне эта игра не нравится. Но суть его решений и выбора, как я понимаю — когда и кому напакостить, или помочь. Остальной процесс там совпадает.


    11. ZoRDoK
      14 Май 2012 из 19:11 | #11

      Статья скорее о сухих евро и устаревшием америтреше, если утрировать. Не о хороших/плохих играх.


    12. ZoRDoK
      14 Май 2012 из 19:12 | #12

      Почему? Я люблю кубики: Кворриорс, Кинг Токио, Труа, Нексус Опс. Особенно кастомные.


    13. dyatil
      18 Май 2012 из 11:46 | #13

      отличная статья, спасибо.


    14. futb_all
      31 Май 2015 из 9:58 | #14

      Хорошо сказал! Я про статью.


    1. Трекбеков пока нет.