Берсерк VS. Берсерк. Герои

В рамках нашего конкурса обзоров тов. Atsukawa Toshiro подготовил сравнительный обзор игр Берсерк и Берсерк. Герои. Автор подробно проходится по различным аспектам этих настолок и отмечает, что они очень разные, но обе – хороши.  

В «Берсерк» (далее берс) я начал играть на кухне с 6 сета «Гнев богов». Его довольно-таки сложные правила мы более-менее освоили лишь через несколько партий, т.к. впервые имели дело ККИ, да и с нормальной настольной игрой вообще… Собственно в берса стали играть с запоем – обилие тактики, куча разных карт и свойств, шикарный арт, ну и знаменитые кубики для определения результата боя. Всё это нас просто заворожило. В  нашем городке (Касли) о настолках мало что было известно вообще, поэтому для нас берс стал глотком свежего воздуха (кстати, раздобыть его удалось лишь в Челябинске).

Середина партии тренировочного набора «Легенды Руси». Витязи вынесли наконец-таки Идолище поганое, но очень дорогой ценой. Да и не везло им – много раз в ответку огребали.

И вот спустя столько лет я наткнулся на анонс нового берса с причудливым названием «Берсерк.Герои» (далее герои). На тот момент я уже с головой сидел в настолках, а карточный опыт отметился МТГ, покемоном, войной, а так же различными электронными ККИ, включая «Hearthstone». Честно говоря, удивился я очень… Ведь старого берса решили прикрыть, а взамен засунули совсем другую игру, но с тем же артом и вселенной. Причин такой кардинальной политики я не понимаю до сих пор, т.к. берс по механике был самобытен и уникален (МХ его даже за бугор вывести умудрились – и там его весьма хорошо встретили). Конечно, за 12 лет существования идеи иссякли, стало много репринтов (перепечаток старых карт), арт стал хуже, но вот так взять и прикрыть? Даже весь сайт почистили. Обидно.

Ладно, хватит ныть – теперь мы рассмотрим берса и героев вместе.

Механика. Обе игры имеют совершенно разные движки. Берс представляет собой карточный варгейм на поле с полностью открытой информацией о картах (колода используется лишь на этапе набора отряда, в процессе битвы она в 98% случаях тупо лежит). В героях же колода играет ключевую роль, т.к. каждый ход игрок берет из неё карту. Сам же движок больше похож на компьютерные игры типа «Демиурги» и «Hearthstone» (или МТГ, но с землями вне колоды).

Четвёртый ход. Никто из героев ещё ран не получил. Пиранья плывёт в атаку.

Колодостроение. В берсе колода из 30 карт, причём для набора отряда мы берём 15 карт (=50%). В героях же колода из 40 карт, но за игру обычно выходит тоже около 15 карт (=37%). Следовательно, роль случая в героях существенно возрастает. Конечно, это всё правится добавкой нужных карт для поиска в колоде, но для этого потребуются дополнительные вложения как денег, так и мозгов. Честно говоря, я сыграл уже пару десятков партий в героев, но моим оппонентам очень часто не шли нужные карты (при этом колодами мы менялись).

Ограничения на дубликаты в обеих играх – максимум 3 копии карты (или 5, если есть свойство «орда»). А вот в стихийном плане у берса запретов не было – вы можете комбинировать любые стихии (правда, теряете за это по 1 кристаллу за каждую дополнительную стихию при наборе в отряд). В героях же разрешается использовать лишь одну стихию+нейтралов – это означает, что если вы привыкли играть горами, то остальные карты можете кому-нибудь подарить (использовать их всё равно не сможете).

Конечно, есть герой-исключение «Хигарт», который позволяет засунуть любое количество стихий (правда все заклинания становятся дороже на 1 монету), но этого парня можно заполучить, лишь победив на турнире. В общем, из-за этого колодострой в героях резко ограничен (хотя может в дальнейшем, и исправят), но его роль существенна.

В берса можно и вовсе без колоды играть – надрафтил карт и собрал отряд (собственно мы так и играем).

Кубики. В берсе для определения результатов боя бросаются кубики – варианта три (по новым правилам):

а) воин успешно атаковал слабым/средним/сильным ударом (сила удара определяется случайно);

б)  воин промахнулся (атака не удалась, поскользнулся может быть);

в) промахнулся, но получает по морде от врага (кто орал, то в орало и получил).

В старых правилах (когда кубики были без пиктограмм) был ещё вариант, когда  порой игрок стоял перед выбором – нанести удар и получить в ответку, либо нанести более слабый удар, но остаться невредимым. Такой выбор делал тактические возможности глубже, но правила – сложнее. Я же лично рекомендую играть по старинке (когда освоитесь с игрой).

И ведь кубик — настоящая изюминка берса, т.к. реализуются варианты вплоть до противоположного, когда атакующий наоборот огребает (был у нас случай, когда весь первый ряд атакующего промахивался и огребал в ответку). Многие этот кубик хаят (мол, всю игру ломает), но по своему опыту скажу, что это всё фигня. Удар НЕ однозначен только, если вы бьёте по открытой карте (по закрытой он автоматически успешен) – просчитывайте исход боя и отвлекайте защитников – это намного легче, чем кажется. К тому же у вас есть лучники и маги, которые выстрелят наверняка.

В героях же кубики не используются вовсе – вся случайность определяется колодой. Это тоже хорошо, т.к. скорость игры становится выше (ведь сами герои изначально задуманы более быстрыми).

Карты. Что касается арта, то о нём я уже сказал в начале. Но всё же добавлю, что для многих карт героев арт выбрали Г. И это при том, что у них более 1000 иллюстраций есть.


например, пиф, пуф и отряд бабах – казуальщина, которая не вписывается в стиль

А вот оформление карт в берсе мне нравится больше – он весьма нагляден (хоть старый дизайн, хоть новый). В героях символ золота лучше бы заменили на более привычный кристалл (даже по легенде воинов набирали за магические кристаллы, а не за бабки), да и круг из сердца выкинуть подальше (отвратительно выглядит). Так же обидно, что перестали использовать пиктограммы направленного удара, защиты от магии и прочего – они менее громоздки, чем текст.


В сравнении с традиционным дизайном берса


В сравнении с обновлённым дизайном берса

Редкость карт в берсе изначально была частая/редкая/ультра + промо (потом добавили многочисленные, суперредкие, легендарные). В героях же пока частая/необычная/редкая/ультра (привет от МТГ). Единственное, что меня тут напрягает – в героях редкость стали обозначать цветом (без дублирования буквой). Причём все цвета довольно тёмные – сложнее различать.


Без комментариев… Это надо видеть в живую

Толщина самих карт одинаковая, но при этом у берса картон плотнее (а раньше даже лакировался).


Вот это я называю эпичность 🙂

Стартовые наборы. В берсе стартовик поставлял абсолютно всё, что было необходимо для игры: правила, фишки ран, кубик, колода (которой можно было играть даже вдвоём, т.к. 15 карты были одной стихии, а 15 — другой) + бустер в последних выпусках стали добавлять (а потом и 2). В героях же почему-то про фишки ран забыли вообще, хотя в остальном плане все хорошо (есть даже дополнительная тренировочная колода, так что одного стартовика хватит для маленькой битвы на двоих).


Вот оно богатство стартового набора (бустер уже вскрыт, правила в коробке). Почему фишки ран не положили? Ну, хотя бы от старого берса

Отдельно стоит отметить прорыв героев в плане коробки – она классная, прочная и компактная. Толстый картон + достаточно места для хранения второй стопки карт. Так что вам нет нужды приобретать специальную коробочку для колоды. В берсе же путёвые картонные коробки были лишь у дуэльных наборов и бури стихий, но они большие и квадратные (много воздуха) – с такой куда-либо ходить не удобно. У стартовиков же коробка вообще ни о чём = разовая, да и картон там тонкий.


Да, хороша коробочка. Карты даже в протекторах хорошо влезают. Осталось разделитель по середине смастерить

Правила. В берсе освоить правила намного сложнее, чем в героях. Оно и понятно, ведь одна таблица ударов чего стоит (но с введением специальных кубиков эта проблема отчасти исчезла). Тем не менее, с целью упрощения обучения даже выпускались специальные наборы: «Легенды Руси», «Берсерк junior» и новичковый набор без названия (4 колоды). В таких наборах карты содержат минимум свойств (да и без внезапных действий), что позволяет привыкнуть к механике боя. Однко герои для новичков всё равно более доброжелательны.


А вот и последний обучающий мини-набор «Легенды Руси». Очень рад, что купил

Длительность игры. У берса партия занимает где-то 40-60 минут, т.к. нужно набрать отряд, расставить его, а затем уже наступает черёд сражения. В героях же партия занимает максимум полчаса (при спокойной игре). В общем, на обе игры найти свободное время достаточно легко.

Кстати, мы в берсе иногда урезаем стоимость отрядов в 2 раза (причём поле уже не 5х6, а 3х6) – получается мини-берсерк. Геймплей от этого очень сильно меняется, но играть прикольно, да и время партии сокращается до 15-20 минут.

Геймплей.  В берсе есть ощущение, что управляешь боевым отрядом – бивни, защитники и поддержка тыла (маги, стрелки). В процессе боя вы реально видите, как ломается строй и к чему это всё приводит. От вашего умелого использования свойств бойцов действительно зависит исход битвы. Огромная роль уделяется даже манёврам. Да, атмосфера сражения здесь на высоте. И именно из-за неё мне нравится играть снова и снова.

В героях бой уже так НЕ захватывает. Сыграл существо, кинул в бой заклинание. Манёвров здесь уже нет. А без защитников ваших стрелков выносят на раз. Да и разграничение на бивней и поддержку тыла здесь реализовано очень слабо. Сражение больше похоже на то, как два героя кидают камни друг в друга. В общем, масштаб резко сужен, а выход новых существ сюда вписывается плохо. Ещё один недостаток в том, что герой даже НЕ может встать на защиту ключевых существ.

Что касается целей игры, то в берсе — полностью истребить отряд противника, а в героях – завалить вражеского героя.


Берендей ожидает своего последнего удара от Кощея. Поражение витязей

Итог. Нет смысла объявлять холивары на тему «какая игра должна выжить?» – это лишнее. Берс и герои – это две совершенно разные игры. И цель данной статьи именно показать эти различия во многих аспектах. Возможно, теперь вы сможете определиться – брать вам новинку или поохотиться за старым берсом. Или быть может вам обе игры НЕ подходят? Тут уж решать вам.

Что касается меня, то я играю в обе (хотя берс мне теплее). Купил себе 5 стартовиков героев – хочу собрать весь первый сет для игры. Кроме того, героев я считаю прекрасной альтернативой МТГ (колоду теперь не так напряжно перемешивать – земель то нет). Для берса уже сделал запас – буря стихий (6 колод), новичковый набор (4 колоды) + два собранных сета (базовый 2013 и завет древних) – для кухонных баталий более чем достаточно.

Ещё меня очень радует сам факт, что обе игры сделаны у нас – в России, и нашими ребятами. Да, в героях угадывается «Hearthstone», но разве это важно? На мой взгляд, важен сам факт, что у нас теперь есть дополнительный повод отлипнуть от монитора, чтобы сесть на кухне и за игрой пообщаться с друзьями.

Ну, и напоследок пример органайзера из коробки «Буря стихий». Коробка с фишками закрывается и влезает в основную коробку. Поля укладываются сверху. Органайзер выполнен из 3мм ПВХ (2мм тоже бы хватило). Резал обычным канцелярским ножом, а клеил на момент-пластик.

Берсерк, Берсерк. Герои, Обзоры



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 184 — Промо-материалы к «Каркассону»
  • Весёлые картинки, № 183 — День космонавтики
  • Мипл-2011. Фотоотчёт
  • Карты из русской версии «Crunch»
  • Набор настольных аватарок
    1. Random_Phobosis
      11 Дек 2015 из 13:50 | #1

      То, что Hearthsthone «угадывается», конечно, не важно. Важно то, что приятней его распечатать и сыграть, несмотря на все неудобства переноса, чем возиться с вроде бы изначально настольными «Героями» :[ Совет разработчикам: если уж клонируете — то, будьте добры разобраться в оригинале достаточно хорошо, чтобы не запороть его динамику и фан при копировании.


    2. Mazz_O
      14 Дек 2015 из 22:38 | #2

      Для себя уже с выхода Героев поставил вердикт:

      — Берсерк уникален и более интересен.

      — Герои более просты и дружелюбны к новичкам. (даже девушка-коллега с работы смогла освоить механику, хотя в настольных и коллекционных играх не спец)


      МХ выбрала вариант развития для более широкой публики, а значит, ожидают бОльших прибылей (особенно, с учетом популярности близзардового брата). Оно то всё и понятно.


      Мне не очень обидно за закрытие оригинала, так как в него я играю чрезвычайно редко и то, чем владею я и друг, хватит нам до конца жизни. А новых адептов не предвидется.


      Кстати, то же самое и с Irondie. (многие даже и не вспомнят, что это =))


    3. я
      01 Дек 2016 из 11:17 | #3

      я за старый добрый берсерк


    1. Трекбеков пока нет.