Battlestar Galactica: шесть лет полётов

Одна из самых известных настольных игр "с предателями" – BattleStar Galactica. Созданная по мотивам одноимённого сериала, она доказала, что настольная игра по лицензии может быть не просто хорошей, но отличной. Свидетельство тому – немалое количество выпущенных дополнений. Сегодня читатель по имени Павел рассказывает о них, рассуждает о балансе между людьми и "тостерами" и предлагает несколько зарекомендовавших себя домашних правил. 

В нашем клубе настольные новинки появляются с завидной регулярностью, но большую их часть нет желания раскладывать уже после первой партии. Редкая серьёзная игра остаётся интересной через пять, десять сессий, лишь немногие шедевры остаются востребованы долгие годы. Battlestar Galactica стоит назвать настоящим феноменом, полёты к Коболу и Земле организуются каждые выходные (полгода назад поставили рекорд — четыре партии подряд в один день). Разумеется, за долгие годы вылетов у нашей компании сильно изменился стиль игры, на первый план вышли поначалу незамеченные возможности персонажей и карт навыков.

В первой статье я поговорю о роли дополнений в игре, балансе между двумя сторонами и принятых после долгой лётной практики хоумрулах. Во второй и третьей статье я собираюсь подробно описать основные приёмы игры за сайлона и человека.

Исход — лучшее дополнение для Галактики.

Дополнения: что купить первым делом и с чем лучше играть

Battlestar Galactica хороша и в базовой комплектации, но именно с дополнениями её прелесть раскрывается целиком. Вернее, с частью дополнений. FFG приготовило для нас целых три коробки, из которых, по-хорошему, половину компонентов можно выкинуть. Мы используем персонажей, навыки, кризисы и указы из всей игровой линейки, но дополнительные правила и надстройки подключаем не полностью.

Главная покупка — второй доп, Exodus. Новые правила для сайлонского флота поддерживают всех игроков в постоянном напряжении, увеличивают роль пилотов, которые в половине партий в базу могли так ни разу и не выстрелить, и дают вскрытым сайлонам в два раза больше опций за счёт действий на звезде. Exodus — первый кандидат на покупку ещё и благодаря картам лояльности Final five и Personal goal, они добавляют ещё больше паранойи и могут дать игроку реальную причину отговаривать остальных проверять его фракцию. Третья и едва ли не главная причина покупки Исхода — новые карты навыков. «Нолики» позволяют скрытым сайлонам блефовать, делая вид, что они выкладываются по полной, вокруг трёх из пяти «шестерок» (особенно фиолетовой) и вовсе начинает строиться вся игра. В Исходе мы не используем только карты союзников и жетоны травм, слишком сильные и неконтролируемые эффекты они добавляют в игру.

Второе дополнение, которым следует обзавестись каждому фанату BSG, это Daybreak. Корабль Деметрий и колода карт миссий позволяют растянуть полёт ещё на два парсека, не меняя баланс игры. Колода карт Treachery подвергнет человечество серьёзным испытаниям, даст игрокам несколько возможностей посадить друг друга в тюрьму и на больничную койку. Механика Mutiny добавляет в игру перцу (особенно при игре с новым Зареком), причём сильные эффекты уравновешиваются возможностью легко попасть в тюрьму при получении уже второй карты Мятежа. Daybreak также может похвастаться самым большим количеством карт персонажей, кроме стандартных четырёх новичков мы получаем альтернативных Гая Балтара, Тома Зарека, Ли Адама и Хило Агатона.

Покупка Pegasus сейчас выглядит малооправданной. Колоду Treachery и лидеров сайлонов перевыпустили в Daybreak, Новая Каприка становится целью полёта очень редко из-за сумбурной концовки, так что из всех нововведений мы используем только сам крейсер Пегас (чаще всего — в качестве дополнительных четырёх жизней основного корабля). Сподвигнуть к покупке этого допа могут разве что карты Reckless (и синяя Calculation), эррата на Investigate Committee, новые персонажи и указы.

Баланс и важные хоумрулы

Баланс в игре опытных игроков сильно смещён в сторону людей. Просто, потому что их больше. Они знают, как действовать эффективно. Им не нужно скрывать свои мотивы. Поэтому, чтобы избежать излишне эффективных комбинаций, не оставляющих сайлонам ни единого шанса, мы немного изменили правила игры. Все возможности, позволяющие подсмотреть карту лояльности на персонажах и указах мы запретили использовать до фазы Спящих агентов (кроме тех, что на картах кризисов). Персонажей для игры выбираем случайно (иначе летали бы почти всегда одной командой), лишь бы каждая роль была представлена за столом. Стартовую руку карт навыков все, кроме первого игрока, набирают из ЛЮБЫХ карт, хоть даже и Treachery, скрытно от остальных. Так сайлоны получают шанс строить пакости и подставлять других с самого начала, а персонажи со скудным набором цветов (Адама-старший) — полезные игровые опции.

Чаще всего мы собираемся полным составом, вшестером (хотя желающих играть обычно гораздо больше). В интернете популярно мнение, что пятеро игроков — оптимум для Галактики. Я не соглашусь с этим. Базовая механика Симпатизёра, заставляющая понизить один из ресурсов до красного деления, чтобы за столом не появилось нового сайлона, отлично влияет на баланс, добавляя людям новую цель, а сайлонам — возможный способ выигрыша за счёт низкого ресурса, либо (что за весь наш опыт случилось лишь однажды) — нового союзника. Здесь очень многое зависит от эффективности президента, именно его возможности определяют опускаемый ресурс. Чаще всего это топливо, к четвёртому парсеку его количество уменьшится и без кризисов. В идеале, конечно, это должна быть еда, восполнимый указами и редко теряемый по кризисам ресурс.

Из всех наших хоумрулов режет возможности «красноглазиков» только ограничения на использование звезды. После долгих притирок (звезда первое время казалась слишком сильной, и сайлоны побеждали даже при слабой игре) мы решили: игрок-симпатизер не может активировать звезду вообще, а все остальные выбирают одну из верхних опций и одну из нижних, причём при игре впятером звезду можно применять только один раз за круг. Без этих нововведений игра часто заканчивалась печально — Галактика буксовала на месте, прыжок откатывался назад, рядом кружила толпа рейдеров, за счёт которых каждый круг исправно повреждалось два новых отсека. Из косвенно мешающих сайлонов хоумрулов хочу отметить правило «капитана по принуждению»: если все пилоты — вскрывшиеся сайлоны и титул CAG получает другой персонаж, он получает право брать 2 красные карты вместо 2 других из своего набора и может вылетать в космос на вайпере.

Стиль игры

После знакомства с другими сообществами фанатов BSG я пришёл к выводу, что существуют два разных способа играть в эту игру, альтруистичный и эгоистичный. В первом случае играющие за людей выкладываются на максимум, стремясь минимизировать потерю ресурсов. Во втором — до раздачи последней карты лояльности сохраняют на руке несколько ценных карт и вообще играют не в полную силу (вдруг выпадет карта сайлона в середине игры). Наша компания начинала в первом лагере и сейчас медленно двигается в сторону второго.

Правило секретности, упомянутое в базе, мы соблюдаем очень строго: запрещено намекать на содержание любых карт (хотя можно просить приказа или плюса к кубику). Игрок не имеет права желать, чтобы посмотрели его карту лояльности, не имеет права желать своей казни. Казнённым персонажам запрещено владеть любыми титулами, пока оба сайлона не вскроются, иначе игра превращается в фарс — все карты лояльности вскрыты, одному человеку все верят, он собирает все рычаги власти, эффективность людей возрастает в разы.

Самый главный наш секрет, благодаря которому Галактика улетает из клуба «Империя» в дальний космос каждую неделю — это приток новичков. К их ошибкам мы относимся терпимо, стараемся не давить на них, принимать их решения независимо от наличия более эффективных. Эта практика применима для любой сложной игры: будьте терпеливы, готовьтесь рассказывать правила снова и снова не стесняйтесь новых людей, и, рано или поздно, вокруг вас соберётся сообщество настоящих любителей хардкора.

Battlestar Galactica, Обзоры



Похожие записи
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Народный отчёт, № 33
  • ПНП: настольная головоломка «Машинки»
  • Mottainai — распечатай и играй
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
    1. volt
      01 Апр 2015 из 9:04 | #1

      Спасибо! Полезная информация. Мы как раз только начинаем изучать игру.


    2. Антонио
      09 Апр 2015 из 12:25 | #2

      Тоже летаем уже несколько лет, но с симпатизером ни разу не играли, только с лидером сайлонов и мятежником. В последнее время выбираем целью Землю, хотя присматриваемся к Каприке уже давно. У нас из условных 100 партий люди победили от силы 5 раз, так что мы стали добавлять им по 1 каждому ресурсу для баланса.


    3. Александр
      29 Апр 2015 из 17:08 | #3

      @Антонио

      Где летаете? Безумно хочу поиграть с людьми, но в Питере не могу

      найти кто играет


    1. Трекбеков пока нет.