Авторские права при издании настольных игр

Получил письмо с вопросом насчёт авторских прав при издании настольных игр. Мне вопрос показался интересным, поэтому ответ на него я не только выслал по электронной почте, но и публикую здесь:

Сначала – вопрос: 

 У Вас имеется колоссальный опыт в области настольных игр, возможно Вы поможете мне в одном вопросе. Как наши локализаторы и производители налаживают производство настольных игр? я имею в виду авторские права и разрешения на издание. Взять, к примеру, тот же "Манчкин". Это же зарубежная игра, но она издается у нас. Может быть Вы в курсе как это все устроено? Я пытался найти материалы по данной теме, но практически ничего не нашел. Надеюсь Вы уделите мне время. Заранее благодарю!

А вот мой ответ.

По вопросу соблюдения авторских прав в сфере настольных игр, насколько я могу судить, в России сложились две позиции. Первая – полное соблюдение законодательства об авторских правах. Это подразумевает заключение соглашений с правообладателями, получение лицензий на использование наименований, логотипов, персонажей, вселенных и тому подобное. Пример – игры Мира Хобби по мотивам «Мстителей», «Звёздных войн» и прочих диснеевских брендов. У компании есть договор с Диснеем, на основании которого и производятся настольные игры. В случае с тем же Манчкином у Мира Хобби есть соглашение с издателем оригинальной версии, компанией Steve Jackson Games. Плюсы: это полностью «белый» вариант. Минусы: лицензия требует денег.

Второй вариант мы можем наблюдать на примере Мосигры и некоторых других компаний. Он заключается в выпуске игр-клонов, очень похожих на прародителя в плане механики, но отличающихся оформлением. Это, например, Медвед (клон Диких Джунглей), Иманжинариум (клон Диксита), Товарищ, бди! (клон Находки для шпиона). В этом случае компании не тратят средства на лицензию, и это многих привлекает. Но у такого подхода есть и минусы. Насколько я знаю, Мосигру из-за игр-клонов не берут на выставку в Эссене. А «Товарищ, бди!» по требованию Мира Хобби, вообще, сняли с продажи (не представляю даже куда теперь издатель девает все эти коробки). Так что этот путь тоже возможен, но тут есть некоторые риски.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать по этому вопросу.

Околоигровое



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Второй выпуск журнала «Стратагема»
  • Нужны помощники!
  • Вновь требуются помощники
  • Фестиваль настольных игр — что это?
    1. Антонио
      07 Июн 2016 из 11:11 | #1

      Мосигра идёт по особому пути, в отличие от остальных российских компаний


    2. Александр
      07 Июн 2016 из 11:38 | #2

      А ни этот ли человек задавал Вам вопрос? http://vk.com/wall-55569780_6004


    3. azazel
      07 Июн 2016 из 12:43 | #3

      Юрий, Вы зачем вопрощающего в заблуждение ввели?

      Типа МХ не выпускает «клонов» 🙂 Сколько я помню была хая на Звезду за акулу! А МХ такими «доработками» совершенно не гнушается, объясняя, что из-за этих доработок — это оригинальная игра получается. И ее за это никто не ругает.


      «А «Товарищ, бди!» по требованию Мира Хобби, вообще, сняли с продажи (не представляю даже куда теперь издатель девает все эти коробки). »

      Прежде чем это писать, поисковиком не пытались воспользоваться? По названию этой игры выдает под 30 разным как мелких, так и крупных магазинов, которые ей торгуют. Да и лично в крупном сетевом магазине для хобби видел в отделе настолок. Прям на соседних полках с той же «Находкой».


    4. Чертовски
      07 Июн 2016 из 17:56 | #4

      Миру хобби не святые — Фотолео-теже Хали-гали, Воображарий — Активити а Свинтус- УНО.


    5. hk
      07 Июн 2016 из 21:42 | #5


      Александр :



      А ни этот ли человек задавал Вам вопрос? http://vk.com/wall-55569780_6004





      Нет, не этот.


    6. hk
      07 Июн 2016 из 21:44 | #6


      Чертовски :



      Миру хобби не святые — Фотолео-теже Хали-гали, Воображарий — Активити а Свинтус- УНО.





      Насчёт «Фотолео» и «Халигали» ничего не скажу, а выпустить Свинтуса с народной механикой, пересекающейся с Уно, это совсем не то же самое, что выпустить Медведа или Товарищ, бди!


      Одно дело, когда издаётся незнамо чья игра, известная всем-всем-всем, которую придумал неведомо кто. И совсем другое дело, когда конкретный человек придумал настолку, а потом кто-то взял его наработки и опубликовал под своим именем, да ещё и продавать её стал. Мне кажется, между этими случаями есть разница.


    7. azazel
      08 Июн 2016 из 11:39 | #7


      hk :



      И совсем другое дело, когда конкретный человек придумал настолку, а потом кто-то взял его наработки и опубликовал под своим именем, да ещё и продавать её стал. Мне кажется, между этими случаями есть разница.


      Судя по недавно размещенной в блоге статье — http://www.boardgamer.ru/reshenie-suda-v-polzu-igry-klona-zakony-ssha-ne-predusmatrivayut-zashhitu-ot-klonirovaniya — юридически постановлено, что разницы нет никакой.


    8. hk
      08 Июн 2016 из 21:18 | #8

      @azazel


      Не знаю как на это смотрит американское законодательство, но с моей личной точки зрения разница тут безусловно есть.


    1. Трекбеков пока нет.