All Things Zombie: The Boardgame. Обзор игры

Представляю вашему вниманию мой обзор игры All Things Zombie: The Boardgame, написанный для журнала Стратагема. Материал приводится c небольшими сокращениями, полную версию читайте в 6-м номере Стратагемы

All Things Zombie: The Boardgame

Количество игроков: 1-6
Продолжительность партии: 40 минут

«All Things Zombie: The Boardgame» выглядит как типичный варгейм: небольшое поле с сеткой гексов, картонные каунтеры персонажей, разбитая на пункты и параграфы книга правил, боевые таблицы и шестигранные кубики. В привычную схему не укладывается лишь одно – живые мертвецы.

Действие игры разворачивается через несколько дней после зомби-апокалипсиса. Отдельные счастливчики, которым повезло его пережить, пытаются остаться в живых как можно дольше. Для этого им придётся искать оружие и снаряжение, спасать других людей и убегать от зомби, и, конечно же, сражаться. Иногда даже – между собой. Игра предоставляет на выбор несколько вариантов: совместное прохождение или розыгрыш отдельных сценариев, кооперативная игра или формат «каждый сам за себя». Какой бы режим вы не выбрали, готовьтесь к встрече с живыми мертвецами, управляемыми бездушной игровой механикой.

Компоненты

  • 2 двухсторонних игровых поля размером 43 х 56 см (17" х 22");
  • 90 квадратных жетонов персонажей и зомби (1,9 х 1,9 см – 3/4");
  • 88 мелких каунтеров предметов (1,6 х 1,6 см – 2/3"),
  • 44 карты находок;
  • 28 карт зомби;
  • правила игры.

Игровые поля напечатаны на плотном картоне. На каждом из них изображён фрагмент местности, включающий пустоши, дороги, здания и зелёные насаждения. Поля разлинованы на гексы, причём по краю поля идут «половинки», за счёт этого можно сложить из двух полей одно, вдвое большего размера. Качество игровых карт неплохое для варгеймов, но может показаться лишь удовлетворительным игрокам, избалованных зарубежной печатью и «льняной» текстурой. Здесь карты – это просто плотная бумага, примерно такого же качества карточки можно обнаружить в играх российского производства. Жетоны зомби, людей и оружия очень неплохи. Они довольно большие, удобные, плотные, выполнены из довольно качественного картона. Общее качество компонентов – очень хорошее. Особенно радуют плотные игровые поля, что, пока ещё нехарактерно для варгеймов.

Подготовка к зомби-апокалипсису

«ATZ: TBG» основана на системе сценариев: перед каждой партией вы формируете игровое поле, выбираете задействованных в игре героев, а также их цели и задачи. К вашим услугам два варианта игры. Вы можете либо разыграть один из сценариев, заготовленных разработчиками (всего их 6), либо отыграть случайный сценарий, который создадите сами.

Если разыгрывается какой-то конкретный сценарий, нужно подготовить игровое поле в соответствии с инструкциями к сценарию – там указывается какие фрагменты игрового поля задействуются, где в начале партии появляются зомби и герои и что нужно сделать, чтобы победить. Если же игроки раскладывают случайный сценарий, они должны сами выбрать на каком поле будет разворачиваться действие, сгенерировать бросками кубиков «стартовых» зомби, а также самостоятельно подобрать себе героев и экипировать их. В этом случае партия длится определённое количество ходов, и игра идёт на очки, которые начисляются за убийство противников и обыск пустующих зданий.

Живые и мёртвые герои «ATZ: TBG» представлены в виде квадратных картонных жетонов. На каждом из них указаны цифрами три параметра: «репутация», скорость и количество бросаемых в ближнем бою кубиков. Всего три цифры, три параметра – это просто и удобно. В варгеймах зачастую каждый каунтер содержит куда больше информации. В этом плане, впрочем, как и во всём остальном, «ATZ: TBG» благоволит новичкам. Это хотя и варгейм, но варгейм очень лёгкий. Игру вполне освоить даже абсолютному не-настольщику.

Правила игры

Герои перемещаются и совершают свои действия на игровом поле, на котором встречаются различные объекты, в основном – здания, кусты и деревья. Они замедляют движение героев, но служат укрытием от зомби. Кроме того, все объекты дают укрытие, когда вы находитесь в кустах или в здании, в вас сложнее попасть врагам, а если вы забежите за такой объект, зомби могут потерять вас из виду и утратить к вам интерес.

Здания можно обыскивать и находить различные полезные вещи. Только следует учитывать, что почти в каждом строения притаились мертвецы, которые только и ждут, пока внутрь зайдёт кто-нибудь живой. Кроме того, во многих зданиях уже успели побывать мародёры, так что не удивляйтесь, если после ожесточённой схватки с зомби выяснится, что в доме совершенно нечем поживиться.

Каждый ход в «ATZ: TBG» состоит из действий людей и зомби. В начале хода отыгрывается фаза инициативы – «против репутации» бросается два кубика: один за людей, второй – за зомби. Успех броска определяется сразу для всех зомби и для каждого человека в отдельности. Неудача означает, что герой или зомби пропускает ход. Если активировались и зомби и люди, первыми действуют те, у кого на кубике инициативы выпало большее значение.

В свой ход каждый человек может переместиться и выполнить одно действие: выстрелить, перезарядить, сменить оружие, обыскать здание и т.п., причём, действие можно выполнять до, после или во время перемещения. Например, ничто не мешает вам выбежать из-за угла, выпустить очередь в толпу зомби, а затем скрыться от них за ближайшим зданием.

В отличие от героев, которыми управляют игроки, зомби перемещаются и действуют автоматически. Они руководствуются простым правилом: всегда двигаются в направлении ближайшего человека. И, если мертвецам удаётся до него добраться, начинается рукопашная схватка.

Игровая система «Chain Reaction»

Правила «ATZ: TBG» базируются на системе «Chain Reaction» (по-русски – «Цепная реакция»), разработанной компанией «Two Hour Wargames». Эти правила разрабатывались с одной целью – сделать так, чтобы по ним можно было играть любыми фигурками. Эти правила лежат в основе игры с миниатюрами «All Things Zombie», по мотивам которой и создана «All Things Zombie: The Boardgame». Также этих правила задействуют более чем в двадцати играх от «Two Hour Wargames».

Традиционно в играх используется система поочерёдных действий, которую можно описать формулой «сначала я – потом ты». Это означает, что сначала свой ход полностью отыгрывает один игрок, затем – другой. В системе «Цепной реакции» действия одного игрока могут инициировать ответные действия второго. А реакция второго игрока может спровоцировать ответную реакцию первого. И отыгрываются эти действия незамедлительно, в ход того игрока, который спровоцировал ответную реакцию противника. Таким образом, типичная схема «я – ты» немного видоизменяется.

На практике это означает, что в игре есть ряд ситуаций, в которых герои действуют по своему усмотрению, вне зависимости от желания игрока. Вот эти случаи: герой атакует зомби в рукопашную; герой атакован мертвецами; в поле зрения героя появился враждебный персонаж; противник выстрелил в героя и промахнулся. В каждом из этих случаев бросаются кубики, и результаты броска определяют поведение персонажей.

Битвы и поиски

Фактически «ATZ: TBG» состоит из двух элементов: сражений и обысков зданий. Чтобы обыскать здание, достаточно в него зайти. После этого сразу же вскрывается карта из колоды зомби. На ней указано число – столько зомби обнаруживается в здании. Тут же на это здание выкладывается маркер «осмотрено» — если в него снова кто-то зайдёт, зомби внутри уже не появляются.

В отличие от зомби, которые умирают от первого же попадания, люди способны получить несколько ран. У каждого героя есть 2-4 жизни. Причём, когда герой получает несколько ранений, он ослабевает – его жетон переворачивается обратной стороной вверх, где указаны пониженные значения его параметров. Например, персонаж со значениями «4-5-3» после ранения оказывается не таким уж сильным – «3-4-2».

Рукопашные схватки отыгрываются в том случае, когда на одном гексе оказываются и мертвецы, и герой. Однако схватке всегда предшествует атака – рывок зомби к герою или нападение героя на зомби. В обоих случаях активируется система «реакций» – нужно бросить кубик и свериться с таблицей, чтобы узнать, начался ли бой, как и планировалось или, например, герой испугался и убежал прочь.

Дистанционные атаки отыгрывают несколько проще. Проверяешь, не закрывают ли цель какие-нибудь препятствия, и бросаешь кубик. Возможные результаты: промах или попадание. При попадании в зомби мертвец погибает. При попадании в человека, тот получает рану (при промахе запускается «цепная реакция»).

Резюме

Вот так игра и происходит. На поле есть люди и зомби. Вторые всегда следуют за первыми, первые – отбиваются от вторых. Люди периодически заглядывают в здания и находят там новых мертвецов. Также зомби иногда появляются после перестрелок – их привлекает шум выстрелов. Время от времени разыгрываются рукопашные бои, что выливается в пару бросков кубиков (на реакцию, потом – за человека и за зомби). Стрельба отыгрывается ещё проще: один выстрел – один бросок.

Возможные аналоги

Аналогом «All Things Zombie: The Boardgame» можно назвать игру «All Things Zombie» основанную примерно на тех же правилах. Только в «ATZ» без приставки «TBG» используются миниатюры и нет игрового поля – партия разворачивается на любой ровной поверхности. Что характерно, «All Things Zombie» более популярна, для неё даже выпущено несколько дополнений, тогда как к «ATZ: TBG» — ни одного. Если говорить об играх про живых мертвецов, нельзя не упомянуть «Zombies!!!», «Zombie Plague» и «Last Night on Earth». Все они достаточно известны и каждая имеет своих поклонников. Но все они – совершенно другие, они именно про зомби, тогда как «ATZ: TBG» в первую очередь – варгейм.

Сильные стороны игры

Система реакции – это настоящая находка для варгейма. Это не только новация, ломающая устоявшуюся систему последовательных ходов, это ещё и достаточно простые правила, безо всяких нагромождений, нюансов и модификаторов; динамичные сражения; а также – относительно недолгие правила. Много ли вы знаете варгеймов, в которые можно сыграть за 40 минут?

Механика игры подразумевает множество случайных событий, что обеспечивает реиграбельность сценариев. Количество появляющихся зомби, найденные предметы и оружие – всё каждый раз складывается по-разному.

В «ATZ: TBG» можно успешно играть одному, управляя всеми героями сразу. Кроме того, можно играть командами, друг против друга, разыгрывая вооружённые конфликты между конкурирующими бандами на фоне зомби-апокалипсиса. По-моему, это единственная игра про зомби, где есть такая возможность.

Система «один ход – одно действие» интуитивна и понятна. Герой может пойти в любом направлении и сделать что-то одно: выстрелить, передать предмет, обыскать здание и т.п. Этот принцип, во-первых, избавляет от необходимости детально планировать и просчитывать свой ход, и, во-вторых, снижает до минимума время ожидания своего хода.

В игровой механике учитывается шум от огнестрельного оружия – он может привлечь новых зомби. Каждый раз, когда кто-нибудь делает одиночный выстрел или выпускает очередь, на поле помещается жетоны выстрелов. В конце хода за каждый жетон бросается кубик и при выпадении 4, 5 или 6 в игре появляется новый зомби. Таким образом балансируется эффективность огнестрельного оружия в боях с мертвецами, вы можете расстреливать их десятками, но на звуки выстрелов, скорее всего, сбредутся новые зомби. При этом есть возможность и «тихих убийств» — для этого следует использовать арбалет.

«All Things Zombie: The Boardgame» отлично подходит для розыгрыша тактических сражений между небольшими отрядами. Перестрелка пять на пять? Легко! И не просто легко, а ещё и быстро, понятно и приятно.

Игру можно использовать для знакомства с варгеймами новичков, заманивая их словом «зомби».

Игровая система «ATZ: TBG» открыта для дополнений. Можно придумать всё, что угодно: новые карты, новых героев, новые типы зомби, новые задания и новые предметы.

Слабые стороны игры

Есть мнение, что в каждой игре должны быть некие характерные черты, свойственные тому или иному жанру или сеттингу. В играх про зомби такими признаками называют «исследование местности» (скитания героев по карте в поисках полезных вещей), «обустройство убежища» (попытки оборудования временного или постоянного укрытия, баррикады от зомби), «взаимодействие с товарищами» (командный бой с мертвецами и прикрытие друзей).

В «ATZ: TBG» присутствуют первый и последний фактор. Но исследование отыгрывается довольно абстрактно, да ещё из-за того, что в колоде находок половина карт – пустышки, зачастую безрезультатно. Командный бой имеет место, но боевая система игры куда лучше проявляет себя в перестрелках с другими игроками, а не в бою с живыми трупами. Убежищами и баррикадами здесь и не пахнет.

По правилам в одном гексе может находиться сколько угодно зомби. На практике, если в одной клетке их собирается хотя бы около десятка, получается эдакий «неубиваемый стек», от которого остаётся только убегать. Уничтожить такое количество зомби за один ход не под силу даже двум-трём героям, а если всех мертвецов не убить за одну атаку, они тут же дадут сдачи, а в таких количествах это обычно приводит к гибели персонажа.

Особенно часто «толпы зомби» могут собираться когда в «ATZ: TBG» играют новички. Обычно это происходит так: забежал в здание, нашёл там пять-шесть зомби. «Что-то это многовато, столько я не осилю», и бежишь в следующее. Забегаешь, и снова неудача – слишком много врагов. Ты мчишься в следующую постройку, а тем временем зомби, найденные в первом и втором зданиях, уже вылезли наружу и топают за тобой по пятам. А герои недостаточно сильны и экипированы, чтобы с ними сразиться.

Несмотря на то, что зомби в игре довольно много, и они способны собираться в толпы, ощущение ужаса от того, что за тобой идёт целая орда мертвецов, не возникает. Как мне кажется, в этом виноваты картонные жетоны – на их стопку смотреть совершенно не страшно. Вот если бы в игре были миниатюры…

По сравнению с другими играми про зомби сражения с живыми мертвецами в «ATZ: TBG» всегда одинаковы и монотонны. Можно даже сказать, что для них можно вывести универсальный алгоритм: не разделяться, не шуметь и не искать новых зомби, пока не расправитесь с существующими. Получается следующая схема: вбегаем в здание, по возможности сразу же атакуем мертвецов, а затем пытаемся перебить их в рукопашную как можно скорее. И когда это начинает повторяться в пятый-шестой раз, ты понимаешь, что это попросту скучно. А других игровых ситуаций здесь нет: только обыск домов, да сражения с зомби.

Правила реакций – это здорово, но при встречах с зомби это лишнее. Они рассчитаны в первую очередь на конфликты с применением огнестрельного оружия. Зомби же стрелять не умеют, да и тактики в их действиях немного, знай, бредут себе к ближайшему противнику.

Правила игры предлагают шесть различных сценариев. Их можно отыгрывать по отдельности или последовательно, как кампанию (для этого также предусмотрены правила переноса героев из одного сценария в другой). Однако шесть сценариев, на мой взгляд, маловато. Тем более, что новых с момента выхода игры так и не появилось.

При игре максимальным составом под контролем каждого игрока находится один герой. Если игроков мало, человека 2-3, то каждому приходится управлять несколькими персонажами. Кому-то такое положение дел может не понравится, поскольку когда герой один, это позволяет отождествить себя с ним, а когда у тебя есть два-три бойца, отношение к ним совсем другое: «этот умрёт – не беда, у меня ещё есть».

Итоговая оценка

Качество компонентов/графики: Для варгейма – более чем хорошее. Однако обычные настольщики наверняка зададутся вопросом «Почему здесь нет миниатюр?».

Простота освоения правил: Средняя. Сложности могут возникнуть разве что с «системой реакций», но уже к концу первой партии всем всё станет понятно.

Реалистичность/играбельность: Игра неплохо моделирует тактические сражения небольших отрядов и в этой части заслуживает всяческих похвал, а вот атмосфера зомби-апокалипсиса подкачала.

Общая оценка игры – «почти хорошо». Как варгейм «ATZ: TBG» неплоха, но, если вы хотите поиграть в игру про зомби, есть куда более интересные представители жанра. На мой взгляд, попытка скрестить военную игру и живых мертвецов оказалась не самой удачной.

All Things Zombie: The Boardgame, Обзоры



Похожие записи
  • Микрозомбиапокалипсис
  • Пушка-телепортер и взрывающиеся ловушки: подробности о The Long Night
  • Зомби, ножницы, бумага
  • The Walking Dead. The Best Defence. Дополнение «Спутники»
  • Расписание ближайших игротек
    1. Thorward
      06 Окт 2014 из 10:36 | #1

      Варгеймов на 40 минут сейчас множество.

      Реакции — фишка и сильная сторона игр от THW. К сожалению, именно из-за интересных реакций битвы больше чем 5х5 уже долгие и слегка путаются.

      Нет миниатюр, т.к. попытка авторов сделать полноценную игру получил-играй.


    2. MakVlad
      06 Окт 2014 из 11:49 | #2

      Спасибо за интересный и объективный обзор. У меня есть эта игра, сыграл в неё пару раз. Система реакций, действительно, очень интересна. Зомби, прущие на звук выстрела, не дают расслабиться и не позволяют воспринимать происходящее, как прогулку по домам — от них действительно приходится иногда убегать, выдерживая дистанцию.

      С игрой одного игрока за несколько персонажей проблем не возникает, там есть более опытные и мощные «герои», такого ведёшь, как основного, и более слабые «персонажи» со своими специализациями. Ими обычно прикрываешь героя, лечишь его, отвлекаешь зомби на себя и т.п.

      Но игру, тем не менее, хочу продать. Всё-таки зомби — это не моё.


    3. Maverick
      06 Окт 2014 из 13:57 | #3

      Как игра в сравнении с Зомбицидом? Играл в нее один раз, тонкостей не помню, но при прочтении данного обзора такое ощущение, что очень и очень похожи по механике


    4. 1
      06 Окт 2014 из 15:15 | #4

      Система реакции? Говорите так, как буд-то это супер новшевство. Лет 10 назад играл в солдатиков своих: противник движется на «…», если «…». Крутое «новшевство». Игра выглядит слабо


    5. MakVlad
      06 Окт 2014 из 21:04 | #5

      Да, да. «У меня тоже тридцать три з–з–зуба!»


    6. Maverick
      07 Окт 2014 из 9:34 | #6

      А еще вопросик. Сначала была мысль купить эту игру чтоб с ребенком играть. Да вот тема зомби как-то не очень. Есть кооперативные игры с подобными несложными правилами но с менее жутким оформлением?


    7. hk
      07 Окт 2014 из 21:08 | #7


      Maverick :



      Как игра в сравнении с Зомбицидом? Играл в нее один раз, тонкостей не помню, но при прочтении данного обзора такое ощущение, что очень и очень похожи по механике





      На мой взгляд ничего похожего. В Зомбициде много разных зомби, есть более ощутимые спецспособности героев, более разнообразные сценарии. Ну и геймплей более казуальный.


    1. Трекбеков пока нет.