Акулы ресторанного бизнеса. Обзор игры Food Chain Magnate

Многие любители настольных игр периодически задумываются, а какая она – идеальная настолка? Кажется, один вариант ответа у нас есть! Тов. Pard обнаружил игрушку Food Chain Magnate, которая, по его мнению, может претендовать на роль лучшей настольной игры мира и затмить собой все остальные настолки. 

ПЛЮСЫ

  1. Экономия средств и места на полках – игра заменяет десятки других интересных настольных игр самых разных жанров.
     
  2. Огромная песочница – каждый игрок волен действовать так, как ему хочется, создавая с нуля свою собственную империю.
     
  3. Игра отлично настраивается – как по сложности, так и по продолжительности.
     
  4. Нет утомительных пауз между своими ходами.
     
  5. Есть удобная сетевая версия игры, позволяющая участвовать одновременно в десятках партий, постигая правила и оттачивая мастерство.

МИНУСЫ

  1. Может заставить игрока забросить все остальные игры и годами играть только в неё – игра заменяет десятки других интересных настольных игр самых разных жанров.

ВЫВОД

Типичная лучшая игра всех времён и народов.

* * *

Обычно меня привлекают только карточные игры – с их помощью можно компактно реализовать множество интересных и сложных механик. А обычные настольные игры, как правило – простая возня со множеством мелких предметов, расположенных на игровом поле. Но зато с их помощью проще создать какое-то повествование, в которое игроки целиком окунутся, а потом будут с удовольствием вспоминать все свои приключения.

Каково же было моё удивление, когда оказалось, что игра Food Chain Magnate элегантно совместила все преимущества обоих направлений игр. Рассмотрим, как авторам удалось это сделать.

Действие игры происходит в небольшом городке 1950-х годов. Игра начинается с составления схемы этого городка. Всего в игре есть 20 разных плиток с нарисованными на них городскими кварталами, но все они будут использованы только в том случае, когда играет 5 игроков. Для игры вдвоём берутся только случайные 9 из них, втроём – 12, вчетвером – 16. Города всякий раз получаются разные, а схема полученного города кардинально влияет на то, как пойдёт будущая игра. Дело в том, что игрок начинает игру с единственной картой – собой, любимым, заодно исполняющим обязанности владельца компании – и первым рестораном, который нужно где-то построить. Это – первое, и самое важное, решение, которое нужно принять. И сделать это правильно можно только в том случае, если уже полностью разобрался в игре, и отлично себе представляешь, как работает ресторанный бизнес. Мы вернёмся вопросу выбора места для ресторана чуть ниже, а пока посмотрим, что в игре происходит дальше.

Денег в начале игры ни у одного из участников нет никаких, но есть банк, который и нужно освоить. Тот игрок, который к моменту истощения денег в банке является самым богатым, и будет считаться победителем. Чтобы разнообразить игру, авторы засекретили точное количество денег в банке: изначально в нём есть небольшая известная сумма, но наибольшее количество денег поступит в банк только в середине игры, когда каждый игрок откроет свою карту резерва банка. В самом начале игры каждый, втайне от других, выбирает такую карту из трёх предложенных: 100, 200 или 300 долларов. Эта сумма будет добавлена в банк. Чем более крупные суммы припасли игроки, тем дольше будет продолжаться игра. Соответственно, каждый игрок, выбирая карту резерва банка, хоть и не полностью, но влияет на продолжительность игры, и может строить дальнейшую стратегию развития своей компании, исходя из этого. Если игрок надеется, что игра будет короткой, и выбирает карту резерва 100 долларов, то ему нужно начинать активно зарабатывать деньги. А если игра намечается длинной (и игрок, соответственно, выбрал карту 300 долларов), то следует подумать над максимальным укрупнением своей компании, с тем, чтобы в последние несколько раундов игры грести деньги из банка не просто лопатой, а ковшом экскаватора.

Теперь, собственно, у игрока и начинается настоящий бизнес. Владелец компании может управлять только тремя сотрудниками. Которых, конечно же, для солидной компании мало. Чтобы расширить штат, нужно принимать на работу начальников, каждый из них, в свою очередь, может командовать двумя, тремя, а то и десятью сотрудниками – это зависит от опыта начальника. Так что каждый игрок в начале игры решает простую задачу: подобрать таких сотрудников, которые смогут приносить компании прибыль. Всего в игре имеется 32 разных сотрудника, но, если не принимать во внимание их опыт, существует всего 7 их типов, что отмечено цветом карт. При внешней сложности всей этой управленческой структуры, она понятна, логично устроена, отлично функционирует, так что на долю игрока, как настоящего хозяина, всего лишь остаётся принимать ключевые решения.

 

Итак, начальники командуют подчинёнными. Так что, имея в своём распоряжении трёх толковых начальников (напомню: владелец компании не способен руководить более чем тремя сотрудниками), можно с их помощью управлять штатом, состоящим из 6-30 сотрудников (в зависимости, повторюсь, от опыта имеющихся начальников). Карты таких сотрудников – чёрного цвета.

Сотрудники отдела кадров нанимают в компанию новых работников, а также повышают их квалификацию – например, с их помощью простой поварёнок со временем может стать настоящим мастером по выпечке пиццы. Карты таких сотрудников – серого цвета.

 

Специалисты по рекламе зазывают жителей города в ваш ресторан. Ни один житель не отправится ужинать в ресторан, если не увидит рядом со своим домом какой-нибудь рекламный плакат, призывающий, например, пить пиво или кушать пиццу. Рекламу можно также разбрасывать в почтовые ящики, показывать с помощью летающих над городом самолётов или транслировать по местному радио, повышая её эффективность. Карты таких сотрудников – голубого цвета.

 

Сотрудники по приготовлению пицц и бургеров – тёмно-зелёного цвета. А те, кто ездит на соответствующие предприятия за различными видами напитков и привозит их в ваш ресторан – светло-зелёного цвета.

Ещё есть специалисты по ценам – они позволяют вести эффективные войны с конкурирующими ресторанами, предлагая те же продукты, но по более низкой цене, или, наоборот, впаривать по бешеным ценам эксклюзивные продукты, если больше никто из конкурентов их не предлагает. Карты таких сотрудников – розового цвета.

Последний тип сотрудников обозначен фиолетовыми картами. Это официантки и строители. Первые просто приносят компании небольшой, но стабильный доход, а вторые возводят в городе новые дома и рестораны – это помогает расширять свой бизнес.

Вот мы и вернулись к вопросу выбора места для своего первого ресторана. Дело в том, что абсолютно всё в игре завязано на расстоянии. Большинство сотрудников могут выполнять свои функции не далее определённого удаления от своего ресторана. А жители города, выбирая, куда ехать ужинать, просто складывают цену продукта и расстояние до этого ресторана от их дома. Таким образом, ваш ресторан должен занимать удачное место: рядом с ним должны быть жилые дома, а недалеко от него – пункты получения напитков, до которых можно доехать.

 

Начало игры 2 игроков. Игроки выбирают, где поместить свой ресторан. Строить ресторан вверху в самом начале игры нет смысла – возле жилого дома негде будет поставить рекламный плакат. Поэтому в этой партии игроков ожидает серьёзная борьба за клиентов, живущих в доме, находящемся в нижней части схемы города.

Неудачно поставив свой ресторан, можно очень сильно и долго страдать: выручка, в отличие от конкурентов, будет низкая или её не будет вовсе, так что платить опытным сотрудникам вы не сможете.

Как, им ещё и платить надо? Представьте себе – да! Сотрудники первого уровня работают бесплатно (можно считать, что расходы на них столь мизерны, что их в вашей крутой бухгалтерии и не видно). А все остальные требуют по 5 долларов за раунд. Нет денег? Увольняй!

Конечно, игра очень сложная: чтобы научиться выигрывать, нужно сыграть не один десяток партий. Но просто начать играть в неё может даже начинающий игрок. Разбираться с правилами лучше всего прямо по ходу партии: специально для начинающих игроков придуман простой вариант игры – без карт резерва банка, без выплат зарплат и достижений игроков (о них – ниже).

Итак, игра началась, и вам надо развивать свой бизнес. У владельца компании всего 1 действие – наём нового сотрудника. Подавляющее число игр начинается с того, что каждый владелец нанимает сотрудницу отдела кадров – она тоже может нанимать 1 сотрудника в ход, и ваша компания начнёт быстро расти. Затем нужно будет взять на работу специалиста по рекламным плакатам – сотрудник поставит его рядом с каким-нибудь домом, и его жители захотят покушать рекламируемый продукт. Естественно, к тому моменту, когда они отправятся на ужин, ваш ресторан уже должен этот продукт им предлагать – это может быть пицца или бургер, выпеченная поварёнком, или бутылка напитка, принесённая мальчиком-посыльным из ближайшей фабрики, его выпускающего. Если вам удастся заполучить клиента, то вы заработаете на продаже продукта свои первые 10 долларов – все великие империи начинались именно с этого. А за клиента придётся бороться: видя, что вы рекламируете продукт, соседний ресторан, тоже имеющий его в своём ассортименте, легко может нанять специалиста по ценам, и предложит его за 9, а то и за 8 долларов: в борьбе за клиента все средства хороши. И житель города отправится ужинать к нему. А вы, скорее всего, на эти 10 долларов очень рассчитывали, и уже наняли квалифицированного сотрудника, собираясь платить ему зарплату из этой выручки. Эх, знать бы, что так выйдет…

А знать – можно! Нужно всего лишь делать свой ход после противника. Борьба за право первым выбрать очередь хода идёт нешуточная, причём от первого хода игры до последнего, и это составляет значительную часть тактических решений в игре. Авторы игры стремились сделать так, чтобы каждый ход в игре, в том числе и первый, был значимым, и это им удалось! Первым очередь хода выбирает та компания, в штате которой больше свободных мест, поэтому нанимать начальников, особенно квалифицированных, выгодно. Ведь, если противник сделал свой ход перед тобой, ты уже можешь проанализировать, какими могут стать спрос на продукты, их возможное предложение и цены – вся информация в игре открытая, а какие-либо случайности отсутствуют. На коробке с игрой прямо так и указано: 100% без кубиков! Каждый игрок в любой момент может поменять свою тактику (начать ценовую войну, завалить рынок рекламой или продуктами), так что ситуация в игре меняется с каждым новым ходом. Поэтому планировать что-то на несколько ходов хоть и возможно, но в любые, даже самые замечательные, планы всё равно придётся вносить коррективы: противник разгадает ваши намерения и сделает всё, чтобы снизить их эффективность, а вас – реагировать на его угрозы.

Каждый раунд начинается с того, что владельцы компаний выбирают сотрудников, которые будут работать – с учётом того, сколькими сотрудниками способны управлять имеющиеся начальники. Это действие игроки выполняют одновременно и это единственный момент, когда игроки делают что-то тайно – вся остальная часть игры полностью открытая и доступная для всех игроков в любое время. Одновременно открыв выбранные карты, игроки узнают, кто что собрался делать в этот раунд, и сколько свободных мест в штате компании оставил. Ходить первым бывает выгодно только в тех случаях, когда сразу несколько игроков собрались заполучить в свой штат какого-то очень хорошего сотрудника, ведь их в игре мало. Например, специалист по рекламе на радио охватывает абсолютно все жилые дома, находящиеся на всех 9 плитках схемы города вокруг радиостанции, и он в игре всего 1 (2, если играет 5 игроков). Или, например, финансовый директор: он увеличивает выручку компании в полтора раза, и тоже в игре всего один. Просто так, с улицы, можно нанять только простых сотрудников первого уровня, а всех остальных специалистов придётся в буквальном смысле слова воспитывать самому, постепенно повышая их квалификацию с помощью соответствующих специалистов. Так, финансовый директор – это сотрудник самого высокого, пятого, уровня, которым станет простой начальник отдела после четырёхкратного обучения. К счастью, хорошие сотрудники не требуют более высокой зарплаты – абсолютно все квалифицированные специалисты (второго и следующего уровней) получают за свой труд ровно по 5 долларов в раунд. К сожалению, на время учёбы этого специалиста приходится отрывать от работы, что логично: либо он работает, либо повышает свою квалификацию.

В полной (не ознакомительной) версии игры используется самая азартная составляющая игры – достижения. Компания, первой достигшая какого-то успеха, получает соответствующий диплом, который даёт ей некоторые преимущества. Получает диплом не только первая компания, добившаяся соответствующего успеха, но и другие компании, если они повторили это достижение в тот же раунд. Вот примеры дипломов:

Наём 3 сотрудников за 1 ход: Немедленно получи 2 карты "Начальник отдела".

Первая квалификация: Скидка на выплату зарплат -$15.

Первая радиореклама: Радиореклама даёт 2 продукта в раунд.

Я перечислил 3 самые востребованные в игре дипломы: за их получение в игре идёт нешуточная борьба, поскольку они больше всего облегчают путь к победе. Облегчают, но не гарантируют: в игре 18 разных видов дипломов, и, погнавшись за одними, гарантированно упустишь другие.

По ходу игры компании могут строить в городе жилые дома и открывать новые рестораны, чтобы быть поближе к нужным домам. Так что мелкий городок к концу игры превращается в густозаселённый город, а начальные ресторанчики – в крупные сети, приносящие их владельцу по несколько сотен долларов в ход.

 

Игра в самом разгаре. На домах отмечены виды разрекламированных продуктов – жильцы каждого дома отправятся ужинать в тот ресторан, который предложит весь желаемый ассортимент, и у которого минимальная сумма цены и расстояния от дома до этого ресторана, если ехать по кратчайшей дороге. Также на схеме отмечена разная реклама – что рекламируется и в течение скольких раундов, а в нижней таблице – суммарные требования города и производительность каждого ресторана, вместе с его возможными ценами (с учётом скидок).

В качестве иллюстраций я использовал картинки из сетевой версии игры, которая полностью соответствует реальной игре, а заодно следит за выполнением всех правил. А правила нужно знать назубок: я проиграл несколько партий просто потому, что, планируя свои будущие доходы, не учёл какой-то нюанс правил, и был моментально разорён. Зато получил опыт и этот нюанс запомнил! В реальности игра занимает много места, поскольку непременно хочется разложить всех сотрудников в соответствии со схемой повышения их квалификации. Опытные игроки всю эту схему, которая есть и в памятке, знают назубок, и используют компактные самодельные подставки для карт:

Я организовал гильдию для тех, кто играет по сети, и уже запустил 2 чемпионата, в которых участвует более 50 игроков из разных стран мира. Игра постепенно становится всё более известной, хотя достать её непросто: авторы продают её исключительно через свой сайт, всего по несколько коробок в день. Оценки у игры – самые восторженные (один из дизайнеров прямо заявил, что больше всего сожалеет о том, что это не он придумал эту замечательную игру), так что она уверенно поднимается во всех рейтингах:

Полезные ссылки:

Игра в списке «Настолки по-русски»

Онлайн-версия игры

Гильдия игроков

Тема на форуме

Food Chain Magnate, Обзоры



Похожие записи
  • «Звезда» проводит семинар по продажам настольных игр
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Не сезон
  • Мистериум. Видеопечатления
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
    1. berezovskii
      10 Мар 2016 из 8:21 | #1

      ну где же пнп?


    2. Pard
      10 Мар 2016 из 8:36 | #2

      @berezovskii См. форум.


    3. Денис II
      10 Мар 2016 из 15:49 | #3

      А пафоса-то, пафоса!


    4. Дмитрий
      11 Мар 2016 из 6:37 | #4

      Когда смотрел игру у Rahdo, меня отпугнула громоздкость и цветовая гамма. После вашего обзора решил дать игре шанс, зарегался на сайте, буду пробовать. Спасибо!


    5. gazza
      13 Мар 2016 из 15:28 | #5

      Игорь, спасибо за обзор. Сколько партий у тебя за плечами? Играешь по сети или в настольную версию? Сделал ПНП? Мы с женой сыграли один раз (с картами достижений). Сложная игрушка. Я проиграл всего несколько долларов. Хотя сначала по деньгам имел преимущество в три раза. Построил такую экономичную модель небольшой компании и собирал деньги, рассчитывая на короткую игру. А жена тем временем развивалась. После чего стала собирать все сливки, хоть и тратила много денег на оплату персонала. Я немного не успел закончить игру. Просчитался, думал, что она сможет обеспечить все потребности и банк закончится и даже не ставил последний ресторан, уволил сотрудника. И затормозился в развитии. А игра перешла на следующий ход, на котором она обошла меня. Огорчительное поражение.


    6. Pard
      13 Мар 2016 из 19:45 | #6

      Я уже сыграл около полусотни партий (в реале только 3, на пнп, остальные по сети). Ни одна игра не похожа на другую — в каждой игре, в каждый ход, нужно находить наилучшее решение: единственная ошибка в игре против сильных игроков _всегда_ стоит партии. Это как идти по минному полю.


      В одной недавней партии я расслабился, предвкушая лёгкую победу, и перестал обращать внимание на действия противников. И через пару ходов они отобрали у меня все мои доходы, так что я был вынужден уволить _всех_ своих специалистов, которых успел захапать перед их носом в начале игры. И закончил игру всего с несколькими долларами в кармане 🙂


    7. gazza
      14 Мар 2016 из 16:57 | #7

      @Pard

      Ты действительно отказался от других игр? ..Написал в личку на Тесере


    8. Pard
      14 Мар 2016 из 17:23 | #8

      Сейчас пока играть некогда — куча дел. И если играю, то только в рестораны (завтра второй чемпионат мира запускаю). А на «Тесеру» мне писать бессмысленно — лучше на БГГ или здесь, на форуме.


    1. Трекбеков пока нет.